Министерство образования Иркутской области.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Гармония»

г. Черемхово.

Руководитель М.О. Орешкина Т.С.

Любое образовательное учреждение развивается, если его педагогический коллектив работает в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование нового в воспитательном и методическом процессах. Именно поисковый характер деятельности педагога формирует у него потребность в самообразовании, в изучении передового опыта, повышении своего педагогического мастерства, уровня профессионального саморазвития.

На протяжении нескольких лет идет сложный процесс поиска содержания, форм и методов методической работы. Вся методическая работа ведется в соответствии с планом, который составляется на основе анализа работы за отчетный период. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства педагога, оказания помощи в поисках эффективных форм работы с детьми. Методическая работа, осуществляемая в детском доме, помогает предотвратить недостатки в работе педагогического коллектива и является средством совершенствования мастерства педагогов, создания необходимого ресурсного обеспечения деятельности детского дома, раскрытия творческого потенциала каждого педагога.

В 2013-2014 учебном году педагогическим коллективом осуществлялась работа над единой методическая темой:

«Становление социальной компетентности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Духовно – нравственное развитие и воспитание детей»

Цель: Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, их эрудиции и компетентности в области обучения и воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методическая работа в детском доме была организована с учетом задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и была направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, детского дома в целом, а в конечном итоге на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение максимального уровня образования, воспитания и развития детей. Задача состояла в том, чтобы создать такую образовательную среду, в которой могли реализоваться все участники воспитательно-образовательного процесса в соответствии с социальными и личностными запросами.

Задачи:

· Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки педагогов по вопросам психологии, педагогики, теории и практики воспитательной работы.

· Формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности воспитанников.

· Апробирование и обобщение современных воспитательных технологий и знаний современных форм и методов работы.

· Улучшение психологического климата в коллективе, через индивидуализацию и личную ориентированность воспитательного процесса.

С учетом выявленных проблем и единой методической темы выбирались формы проведения и тематика заседаний методических объединений, консультаций. Было запланировано  и проведено 5  методических заседаний.

Сентябрь. Заседание №1

Тема: «Программное обеспечение образовательного процесса на 2013-2014 учебный год»

Ноябрь. Заседание №2

Тема: «Организация работы по развитию творческих способностей детей посредством формирования художественно-эстетического вкуса, используя современные методы технологии».

Январь. Круглый стол

Тема: «Духовно — нравственное воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современных условиях»

Февраль. Заседание №3

Тема: «Организация учебно – воспитательной работы детского дома по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья воспитанников».

Апрель. Заседание №4 Творческий отчет

Тема: Проектная деятельность и авторские программы воспитательской деятельности в детском доме — основная составляющая социализации воспитанников и подготовки их к самостоятельной жизни.

В течение года педагоги проводили открытые воспитательные занятия, выступали с докладами на методобъединениях на уровне детского дома. На заседаниях методических объединений анализировались проведенные в детском доме мероприятия, рассматривались вопросы по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, организации развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания детей.

Практическим выходом методической работы явились открытые занятие, мастер-классы, самоподготовки проводимые педагогами в рамках методических недель. Педагоги проявили свой творческий потенциал, использовали нетрадиционные формы работы с детьми. Воспитатели постоянно обращались к новым педагогическим технологиям, новинкам педагогической литературы, работам современных педагогов и психологов, перенимали опыт у лучших воспитателей.

Практически вся работа педагога предполагала постоянное самосовершенствование, а значит, и постоянное обновление своего методического арсенала, поэтому на протяжении всего учебного года проходили различные мероприятия:

— неделя Толерантности, недели по ЗОЖ «Жить до ста лет!», неделя психологии, предметные недели

— проведение мастер – классов

— создание «Банка творчества» (различные мероприятие)

Весь накопленный материал систематизирован по отделам и направлениям. Обеспечена преемственность методической темы с планами работы каждого педагога и программой воспитательной работы детского дома. Отдельно планировалась деятельность в выходные, праздничные дни, в каникулярное время.

В течение учебного года используются различные формы работы: консультации, взаимопосещение занятий, проведение открытых занятий стажистов. Активно ведётся работа по апробации своих программ педагогами детского дома. Постоянно пополняется новыми разработками и выпусками газеты.

В рамках МО проводились практические и тренинговые занятия, совершенствовались методические копилки, проводились педагогические консультации, собеседования. На основе анализа опроса педагогов сделан вывод о высокой эффективности таких форм работы как тренинг и круглый стол. Они соответствовали актуальным вопросам организации учебно-воспитательного процесса по содержанию, имели ярко выраженную практическую направленность, способствовали развитию профессиональной компетенции педагогов, были ориентированы на разработку методического продукта по теме обсуждения.

Работа по повышению педагогического мастерства осуществлялась через самообразование воспитателей — индивидуальную форму работы повышения профессионального мастерства педагогов. В его основе лежит непосредственный личный интерес педагога в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. У каждого педагога выбрана индивидуальная методическая тема, указывается изученная литература, практическая деятельность, форма и срок отчета. Темы, выбранные педагогами для самообразования, связаны с методической темой учреждения.

Серьезное внимание в детском доме уделяется аттестации педагогических кадров, которая играет важную роль в управлении учебно-воспитательным процессом и является комплексной оценкой уровня квалификации и педагогического профессионализма педагогов.

В целях организации работы по подготовке и проведению аттестации педагогических работников был оформлен уголок аттестации, с нормативными документами по аттестации и пояснениями по новой процедуре аттестации. Проведена серия консультаций для педагогических работников аттестующихся в 2013-2014 уч.г., даны пояснения по оформлению заявления на аттестацию, определены даты проведения аттестационной экспертизы.

В 2013-2014 учебном году прошли аттестацию:

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

присвоена

подтверждена

присвоена

подтверждена

Таркова Т.И.

Неклюдовой А.В.

Степановой Р.Л.

Семеновой М.С.

Сутуповой О.И.

Г.В. Папанова

Н.Г. Кушнир

Ескина И.В.

Н.В. Дорофеева

Предстоит пройти процедуру аттестации в 2014 – 2015 уч.году.

С.А. Стеклянникова

И.А. Папанов

Н.В. Дорофееева

С.А. Баринкова

И.Ю. Грицик

В.В. Демина

А.А. Кондакова

Е.В.Кугукова

На протяжении всего учебного года шла систематическая коллективная и индивидуальная деятельность большинства воспитателей по совершенствованию своего профессионального мастерства.

В 2013-2014 учебном году повысили педагоги свой профессионализм

через участие в различных региональных, областных семинарах, конференций и публикации в сборниках.

— 2013г. – Г.В. Папанова. г. Москва. Всероссийский съезд руководителей организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

— Октябоь2013 – С.А. Стеклянникова. Творческий отчет Тема: Реализация ДЦП иркутской области «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Иркутской области на 2011-2013 год.

— Декабрь 2013 – С.А. Стеклянникова г. Иркутск Областная межведомственная конференция «Права ребенка. Эффективность региональной системы защиты детства. Проблемы и пути развития»

— Ноябрь 2013- С.А. Стеклянникова. г. Черемхово Семинар по профессиональному самоопределению. СПО «Педагогический колледж». Публикация: Тема: Профессиональная ориентация и психологическая поддержка сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, которые испытывают особые трудности в выборе профессии и трудоустройстве на работу.

— Ноябрь 2013- О.В. Шаповалова, Н.П. Кравец, А.А. Кондакова.

Публикация: О.В. Шаповалова Тема: «Особенность реализации программы по профессиональному самоопределению «След на земле» в условиях постинтернатного отделения детского дома»

Участие в работе проектных групп, организации, педагогических работников в конкурсах и мероприятиях, проводимых на различных уровнях

1.Участие в Федеральной экспериментальной площадке №1: «Формирование духовно- нравственной культуры личности : содержание, технологии, сопровождение» Реализация программы духовно- нравственного воспитания и развития воспитанников детского дома и программы «Возвращение к истокам».

2. Участие в Федеральной экспериментальной площадке №2:

Разработка и апробация региональной модели научно- методического, организационно- педагогического сопровождения муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи.

Реализация программ:

— Пилотный проект министерства образования Иркутской области «Путь к успеху».

— Программа адаптации воспитанников детского дома к условиям социальной среды через формирование правовых знаний и умений ориентироваться в окружающем мире «человек приходит из детства».

— Программа элективного курса по профессиональному самоопределению «След на Земле».

3.Участие в Х Международном открытом грантовом конкурсе

«Православная инициатива – 2013-2014» В июле по распоряжению министерства образования Иркутской области было организовано посещение воспитанниками Свято- Троицкого Селенгинского монастыря (Бурятия)

Реализация отдельных направлений развития региональной системы образования в пилотном режиме

1. Реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Иркутской области.

2 .В январе 2014 года заключен договор о сотрудничестве с Институтом психологии Российской академии наук по исследовательскому проекту «Профилактика отказов от приемных детей в замещающих семьях на основе развития ресурсности семьи и повышения ее жизнеспособности».

Организация и проведение мероприятий

на региональном уровне:

— 26 августа в ИИПКРО состоялась августовская конференция Сообщение: Тема: Социализация личности выпускника в условиях постинтернатного отделения детского .

— 20.09.2013 на базе отдыха прошло совещание директоров областных государственных ОУ, имеющих загородные оздоровительные базы. Организация и проведение на базе отдыха учреждения ЛОЛ «Ласточка» совещания директоров областных государственных ОУ , имеющих загородные оздоровительные базы. Тема совещания «Итоги организации работы загородных оздоровительных баз областных образовательных учреждений». Присутствовало 9 директоров. Совещание проводила Черкашина И.А. Были подведены итоги организации работы загородных оздоровительных баз в летний период 2013 года, а также решались вопросы своевременной подготовки к летнему оздоровительному сезону 2014 г., выполнения мероприятий долгосрочной целевой программы « Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей в Иркутской области на 2012-2014 годы».

В программу совещания была включена экскурсия по лагерю, показаны фильмы о жизни детей летом, представлена выставка творческих работ детей. Директора участвовали в КВН «Лето- это маленькая жизнь».

— Подготовка к X форуму «Образование Прибайкалья – 2014» по профессиональному самоопределению детей и молодежи. Подготовка мастер- класса, участие в Презентационной площадке «Опыт, проблемы и перспективы профессиональной ориентации детей и молодежи»

Анализируя методическую работу за прошедший год можно отметить, что все педагоги активно и ответственно относятся к повышению своего профессионального уровня и мастерства. И все запланированные мероприятия были проведены в 2013-2014 учебном году в срок.

На следующий учебный год

— обобщить опыт по внедрению современных воспитательных технологий через сеть Интернет;

— продолжить выпуск видеожурнала «Педагогические идеи»;

-проведение недель творчества; недели профессионального мастерства педагогов;

— развивать и совершенствовать работу по самообразованию педагогов;

— разнообразить формы и методы методической работы с педагогами, включая также мероприятия по психологическому просвещению и профилактике профессионального выгорания педагогов.

Tags:

Comments are closed