МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово»

ОДСР организовано для осуществления диагностических и реабилитационных психолого-педагогических мероприятий, направленных на обслуживание получателей социальных услуг. Целью анализа является выявление актуальных проблем, возникших при предоставлении социальных услуг детям и их соответствия требованиям Национального стандарта Российской Федерации.

(Контроль качества социальных услуг детям. ГОСТ Р 53061-2014)

Цель деятельности: предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Направления работы

 

Направление работы: Оптимизация процесса комплексной реабилитации несовершеннолетнего в учреждении.

1.1.

Задача №1 Прием, размещение несовершеннолетних, активное содействие им в адаптации к условиям пребывания в Центре.

 

мероприятия

Анализ деятельности

 

Обеспечение социальной безопасности детей.

Категории обслуживаемого населения:

— Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

— Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— Несовершеннолетние, находящиеся в социальноопасном положении или иной трудной жизненной ситуации;

— Родители, опекуны, попечители, иные законные представители несовершеннолетних детей.

В отделение поступают несовершеннолетние с социальным статусом и несовершеннолетние, нуждающиеся в срочной социальной помощи. В течение 2015 года через стационар прошли реабилитацию 256 несовершеннолетних. Им были представлены социальные услуги в полной мере отвечающие требованиям обеспечения социальной безопасности детей. Это предоставление полного государственного обеспечения в виде жилья, бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов первой необходимости по установленным нормам и требованиям. Безопасность учреждения соблюдается.

Имеется автоматическая пожарная сигнализация с выводом антенны на пульт централизованной пожарной охраны, установлена система внутреннего видеонаблюдения, в учреждении действует пропускной режим. По проведенным проверкам вскрытых недостатков не имеется.

Систематически производится текущий ремонт учреждения.

Проблема:

1 Создать систему наружного видеонаблюдения.

2Проход в здание осуществлять через проходную по документам, удостоверяющим личность.

3.Контроль за состоянием одежды детей. Сохранность вещей.

1.2.

Задача №2 Создание комфортной обстановки максимально приближенной к домашней для оптимизации процесса социальной адаптации несовершеннолетних.

1.2.1.

Условия проживания детей.

В отделении в 2015 году действует дошкольная группа «Капитошка», семь разновозрастных семейно- воспитательных групп и отделение постинтернатной адаптации выпускников «Лидер».

Комплектование семей происходит из родственных детей, учитывается пол, возраст и психология. Условия проживания, воспитания, получения социальных услуг созданы по квартирному типу. В семейно-воспитательных группах создаются благоприятные условия для развития индивидуальности каждого ребенка, способного к социальной адаптации и интеграции в дальнейшей жизни. Каждая семья имеет свой уклад, традиции. Создаются семейные советы, во главе которого, стоит воспитатель, а не ребенок. Хозяйственно- экономические вопросы должны решаться внутри семьи.

Проблема: организация и оборудование бытовых комнат.

1.2.2.

Организация режима дня в соответствии с требованиями норм САНПИН 2.4.3259-15.

В соответствии с требованиями норм САНПИН 2.4.3259-15. В 2015 году был изменен режим дня воспитанников учреждения. Режим делится на три категории: для детей, дошкольного возраста, режим для разновозрастных семей и для выпускников постинтернатного отделения. Также режим рабочего и выходного дня.

2

Направление работы: Психологическая и педагогическая диагностика особенностей личности несовершеннолетнего.

2.1.

Задача №1 Диагностика особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер, а также физических, креативных (творческих) и практических умений и навыков.

 

Психологическая диагностика

 

Диагностика вновь прибывших несовершеннолетних.

Изучение особенностей личности, эмоционально-волевой и когнитивной сферы несовершеннолетних.

.

Повторная диагностика несовершеннолетних-получателей социальных услуг (через 6 мес.).

Изучение особенностей эмоционально-волевой и когнитивной сферы несовершеннолетних в динамике.

 

Диагностика готовности воспитанника к семейному жизнеустройству.

Диагностика сформированности социально-психологической готовности подростка, младшего школьника, дошкольника к передаче в замещающую семью.

 

Диагностика эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних с проблемами.

Изучение особенностей личности и эмоционально-волевой несовершеннолетних с проблемами.

 

Диагностика по заявкам администрации, специалистов, воспитателей.

Своевременное осуществление диагностики по поступившим заявкам.

 

«Диагностика личностного роста школьников» Д.В.Григорьева, П.В.Степанова

Изучение параметров личностного роста:

1 – отношение подростка к семье ; 2 – отношение подростка к Отечеству;

3 – отношение подростка к Земле; 4 — отношение подростка к Миру;

5 – отношение подростка к труду; 6 – отношение подростка к культуре;

7 – отношение подростка к знаниям; 8 – отношение подростка к человеку как таковому;

9 – отношение подростка к человеку как Другому;

10 – отношение подростка к человеку как Иному;

11 – отношение подростка к своему телесному Я;

12 – отношение подростка к своему внутреннему миру, душевному Я;

13 – отношение подростка к духовному Я.

Для улучшения результатов, развития творческих возможностей, повышение воспитанности детей были поставлены цели и задачи:

Цель: Способствовать созданию условий для формирования личности воспитанников, способную к самореализации, самоактуализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, высоконравственную, патриотическую, здоровую духом и телом.

Задачи:

1. Воспитывать у детей стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого воспитанника;

2. Формировать экологическую грамотность, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;

3. Развивать общественную активность детей, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:

4. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность воспитанников к сознательному выбору профессии.

5. Формирование сплоченности детского коллектива.

 

Профессиональная диагностика

 

Диагностика выпускников, воспитанниками постинтернатного отделения, по желанию – с учащимися 7-8-х классов, с применением Программы компьютерной обработки блока психологических тестов «Профориентационная система Профи-II». Версия 1.0. Научно-производственная фирма «Амалтея».

Оказание помощи в принятии решения о дальнейшем обучении в высшем или среднем специальном учреждении;

— выбор наиболее предпочтительной сферы профессиональной деятельности;

— получение общей картины о ведущих мотивах профессиональной деятельности.

 

Педагогическая диагностика

 

Диагностика социализации и воспитанности

несовершеннолетних

1 . Здоровье

Мониторинг выявляет:

общее физическое развитие ребенка;

качество заботы ребенка о своем здоровье;

двигательную и физическую активность ребенка;

качество знаний правил здорового образа жизни и способность их реализации.

2.Готовность к труду. Уровень сформированности практических умений у воспитанников.

Мониторинг выявляет:

понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека;

практическая готовность к бытовому и производительному труду (физическая; мотивационная; практические и академические знания и умения);

знания о профессиях.

3. Основы социализации и межличностного общения

Мониторинг выявляет:

осознание своего «я» (самооценка и самоуважение);

социальную роль ребенка и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей;

способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения.

4 . Навыки коммуникативного общения

Мониторинг выявляет:

владение вербальными (словесными) и невербальными (иллюстрации, символы, мимика, жесты, язык тела и др.) средствами установления коммуникативного контакта;

владение техникой установления коммуникативного контакта;

поведение, общение и взаимодействие: в семье; в группе общения (со значимыми взрослыми, с участниками группы); с людьми в разных жизненных ситуациях и общественных местах и т.д.

5. Безопасность

Мониторинг выявляет:

динамику изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнить

6.Эмоциональное здоровье

Мониторинг выявляет:

эмоционально-психическую организацию личности;

понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами

адекватность ответной реакции;

самоконтроль и саморегуляция поведения.

7.Иждивенческие настроения

Мониторинг выявляет:

тенденцию развития мотивационно-потребностных установок воспитанника.

Периодичность исследования 1раз в шесть месяцев. Результаты фиксируются в индивидуальных дневниках реабилитации.

 

логопедическая диагностика

Цель: выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

 

Выявление детей с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи (дети 5-7 лет; 1-х классов).

Возраст,

класс

Кол-во обследу-емых

ОНР

ФФНР

ФН

Зачисле-но

на лого-

пункт

5-7 лет

16

16

13

1 класс

8

8

5

               
 

Оформление речевых карт

Оформлено речевых карт, экспресс-диагностик на 31 ребёнка.

 

Логопедическое обследование

младших

школьников

класс

Кол-во

ОНР

ФФНР

ФН

НЧиП

Зачислено

на лого-

пункт

2

11

9

9

8

3

8

3

3

2

4

4

 

3

1

5

3

1

6

7

4

2

7

2

класс

Кол-во

ОНР

ФФНР

ФН

НЧиП

зачислено

на лого-

пункт

8

5

9

8

1

Постин-тернат

2

Всего

обсле-довано:

50

12

6

15

13

 

Анализ медико-педагогической документации

1.Просмотрено 68 медицинских записей и результатов диспансеризации в картах детей.

2.Сделан анализ 58 работ по русскому языку, определён характер ошибок, проверена техника чтения у 58 воспитанников.

 

Оформление речевых карт, заполнение протоколов диагностик

Заполнены речевые карты, протоколы экспресс-диагностики Т.Б.Фотековой на каждого ребёнка.

2.2.

Задача №2 Участие специалистов ОДСР в работе социального психолого-медико-педагогического консилиума по вопросам реабилитации воспитанников.

 

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (Заместитель директора по РВР Стеклянникова С.А.- председатель, педагог- психолог Папенко С.И. – секретарь консилиума). Предоставление интересов детей на ТПМПК.

В течение года проведено 76 заседаний ПМПК, составлены программы реабилитации на всех несовершеннолетних.

1.Изучена медицинская документация, результаты диспансеризации, личные дела воспитанников (по запросу) – 68 человек.

2.Изучены психолого-педагогические характеристики воспитанников.

3. Диагностика уровня речевого развития воспитанников, представлена в логопедических представлениях (по запросу администрации на 58 воспитанников)

4.Предоставление установленной документации на воспитанников для ПМПК центра ,областных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий.

Проблема:

Данный вид деятельности осуществлять только для детей со статусом. В течение года на комиссию были представлены без статуса 2 человека: Рябов А.- 1 кл. Третьякова У.- 9 кл

3

Направление работы: Организация помощи в получении образования.

3.1.

Задача №1 Оказание содействия в получении образования с учетом состояния здоровья несовершеннолетних.

 

Учебная деятельность несовершеннолетних от 7-18 лет.

На 31 декабря 2015 года: в учреждении проживало 114 детей. Из них 14 дошкольников, со статусом -7 чел, получающих срочные социальные услуги- 7 чел.

Обучающихся – 100 человек.

Из них в МОУ СОШ №8- 74 чел

МОУ СОШ №1- 8 чел

МОУ СОШ №3- 6 чел

МОУ СОШ №16- 4 чел

МОУ СОШ №23- 1 чел

Студенты: -7 чел

Проблема: До 2015 года в учреждение поступали дети с сохранным интеллектом. На сегодня из 114 человек – 20 детей с ОВЗ- это 17,6%. Возникли сложности с устройством несовершеннолетних в образовательные учреждения города. В МОУ СОШ №8, которая территориально расположена к учреждению нет мест. Следовательно, дети обучаются в тех школах, где есть вакансии. Очень остро стоит вопрос с подвозом детей в школы №1,3,16. Многим несовершеннолетним рекомендовано индивидуальное обучение на дому по адаптированной основной образовательной программе для детей с нарушением интеллектом и для детей инвалидов с умеренной и глубокой умственной отсталостью.

4

Направление работы: Разработка и организация выполнения индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации.

4.1.

Задача№1. Составление ИППСУ. Разработка планов жизнеустройства несовершеннолетних.

Составление индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование и совершенствование специальных умений и навыков (познавательных, речевых, учебных, физических, музыкальных, творческих, трудовых, социальной компетенции).

 

Составление ИППСУ

— социально-бытовые,

— социально-медицинские,

— социально-психологические,

— социально-педагогические,

— социально-трудовые,

— социально-правовые,

707

777

948

707

707

948

 

Своевременная разработка планов жизнеустройства несовершеннолетних.

 

4.2.

Реализуемые программы (наименование, период реализации)

Программа по подготовке подростков- сирот к семейной жизни «Семья есть благо»-26 часов.( 1 полугодие)

Программа социально- педагогической направленности «Воспитание семьянина в условиях Центра помощи детям»-26 часов(2 полугодие)

Программа социально- педагогической направленности: «Путь к успеху»- 74 часа.

Курс занятий по правовому информированию выпускников- 10 часов.

Программа «Школы приемных родителей».- 53 часа.

Программа семейного жизнеустройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Счастливый ребенок»-1 год.

Информационный проект по профилактике социального сиротства «От сердца к сердцу»- в течение года.

Программа профессионального самоопределения

«След на земле» — 34 часа.

Программа социально- педагогической направленности «Оптимизация психологического здоровья педагогов и несовершеннолетних центра»- в течение года.

Программа социально- педагогической направленности «Развитие навыков конструктивного общения» — 34 часа.

Программа социально- педагогической направленности

« Наш сад»- 47 часов

Программа деятельности детской организации « Радуга»- в течение года.

Программа социально- педагогической направленности школы « Лидера»- 23 часа.

Программа деятельности подростковой биржи труда в течение года.

Программа социально- педагогической направленности «Основы информатики»- 64 часа

Программа школы увлекательного чтения « Книга открывает мир»- 32 часа.

Дополнительная образовательная программа социально- педагогической направленности : Программа клуба «Юный журналист».- 240 часов.

Программа социально- педагогической направленности ЛОЛ «Ласточка» «Лето это маленькая жизнь»- 3 сезона.

Дополнительная образовательная программа духовно- нравственной направленности: « Возвращение к истокам»-51 час.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей-87 часов.

Программа социально- педагогической направленности «Азбука воображения для детей 3-4 лет»-16 часов.

Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей-5-7 лет «Цветик-семицветик» — 27 часов.

Программа социально- педагогической направленности «Ступеньки к школе»-30 часов.

Программа физкультурно- спортивной направленности: «Физическая культура»- 130 часов.

Программа физкультурно- спортивной направленности: «Дорога в будущее» -45 часов.

Программа творческой студии эстрадного вокала «Креатив» в течение года.

Программа художественно- эстетической направленности изостудии «Творческая лаборатория» -546 часов.

Программа художественно- эстетической направленности по курсу рукоделия «Творческая мастерская» — 546 часов.

Программа художественно- эстетической направленности швейной мастерской «Веселый портняжка»-156 часов.

Программа военно-патриотической направленности «Растим патриотов России» — 43 часа.

Программа гендерного воспитания-31 час.

Программа интеллектуального клуба «За страницами учебников» в течение года.

4.3.

Организация досуга и дополнительного образования

 
 

Количество получателей социальных услуг, задействованных в досуговой деятельности

256

 

Количество кружков в учреждении

12

 

Количество получателей социальных услуг, занятых в кружках, всего

256

 

из них:

— занятых в кружках на базе учреждения

233

 

— занятых в кружках на базе других учреждений

23

 

Количество объектов спорта

4

 

Количество спортивных секций в учреждении

10

 

Количество получателей социальных услуг, занятых в спортивных секциях, всего

256

 

из них:

— занятых в спортивных секциях на базе учреждения

255

 

— занятых в спортивных секциях на базе других учреждений

10

 

Библиотечный фонд учреждения (количество экземпляров)

3564

 

Количество получателей социальных услуг, пользующихся услугами библиотеки           162

 

Количество коллективов художественной самодеятельности

2

 

Количество получателей социальных услуг, задействованных в художественной самодеятельности, всего

40

 

из них:

— занятых в коллективах художественной самодеятельности на базе учреждения

40

 

— занятых в коллективах художественной самодеятельности на базе других учреждений

0

 

Количество проведенных культурно-массовых мероприятий в учреждении- 250

 

Количество проведенных выездных культурно-массовых мероприятий -14

4.4.

Организация трудовой реабилитации

 

Количество получателей социальных услуг, которым рекомендована трудовая реабилитация

38

 

Фактически охвачены трудовой реабилитацией получателей социальных услуг, в т.ч. в подсобном хозяйстве

38

 

Наличие в учреждении мастерских

3

 

Количество получателей социальных услуг, занятых в мастерских

20

 

Виды и количество произведенной продукции в мастерских (за исключением сельскохозяйственной)

Швейные изделия- 58, изделия связанные на машинке и своими руками-25, декоративно- прикладное и изобразительное творчество.

4.5.

Правонарушения среди получателей социальных услуг

 
 

Совершили преступления

3

 

Совершили правонарушения

3

 

Состоят на учете в ОДН, КДН и ЗП

19

 

Состоят на внутреннем контроле учреждения

19

4.6.

Число получателей социальных услуг, совершивших самовольный уход

32

5

Направление работы: Повышение уровня профессиональной компетенции специалистов ОДСР.

5.1.

Задача№1 Рассмотрение и оценка предложений по развитию психолого-педагогической деятельности ОДСР на научно-практическом уровне с включением в комплексную реабилитацию аспектов инновационных технологий (при активном участии методического совета).

5.1.1.

Технологии работы с детьми, пережившими насилие.

С несовершеннолетними, пережившими жестокое обращение, ведутся занятия по технологии работы с детьми, пережившими насилие. Автор: А.Ю. Качимская,

кандидат психологических наук.

Основные направления психологического сопровождения:

• экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе;

• длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Методы работы с детьми, пережившими насилие:

метод психодрамы;

арт-терапия (пескотерапия, музыкотерапия, библиотератия, танцевальная терапия, драматическая психоэлевация и проч.);

проективный рисунок (на свободную тему, на заданную тему, игра в рисование историй);

игровая терапия (кукольная, сказочная);

психотерапевтические техники;

экспрессивно-творческие техники.

5.1.2.

Технология подготовки и сопровождения замещающих семей.

В целях обеспечения приоритета семейного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей совершенствуем работу по подготовке потенциальных замещающих родителей. Осуществляется подготовка, диагностика кандидатов в замещающие родители, обучение в ШПР.

В 2015 году 82 кандидата прошли обучение на тренингах, практических занятиях, лекциях. Из них 76 кандидатов в приемные родители прошли психологическое тестирование, целью которого является исключение психопатологии, склонности кандидата к алкогольной зависимости, насилию, возможных аспектов дисфункциональности семьи и определения ресурсности кандидата и его семьи при воспитании приемного ребенка. Тестирование проводится с полного согласия (добровольно) кандидата.

В 2015 году целенаправлено ведется работа по сопровождению замещающих семей.

На конец года на сопровождении состоит 68 семей, в которых проживает 283 несовершеннолетних. Специалистами разработана программа « Счастливый ребенок». Остается проблемой возврат детей из опекаемых семей. В этом году зарегистрировано 3 случая отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. 2 ребенка возвращены в учреждение по инициативе специалистов Центра.

5.1.3.

Технология подготовки детей- сирот и детей ОБПР к жизни в замещающей семье.

Второй год проводятся занятия и диагностика с несовершеннолетними по подготовке к проживанию в семье. Технология формирования новой идентичности ребенка лежит в основе деятельности педагогов-психологов в условиях социальной реабилитации в учреждении в период подготовки к жизни в замещающей семье. Данная технология осуществляется по трем направлениям:

— преодоление негативных влияний интернатного быта и среды на несовершеннолетних;

— корректировка искажений личностного становления;

— психологическая подготовка детей к жизни в семье.

Цель: формирование социально-психологической готовности ребенка к передаче в замещающую семью. Основная форма проведения занятий — игровая.

В работе используется комплекс диагностических методик психологической готовности воспитанников к жизни в замещающей семье. Особенностью данной программы является то, что в ней четко выдерживается возрастной подход. Данный комплекс состоит из следующих методик: ролевая игра «Семья»; рисуночный тест «Обычная семья»; тест «Несуществующее животное»; тест М. Люшера; цветовой тест отношений Лутошкина и т.д. Диагностика позволяет выявить степень психологической готовности несовершеннолетнего к жизни в замещающей семье.

5.1.4.

Профессиональное самоопределение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях постинтернатного отделения ЦПД.

Профессиональная ориентация в ЦПД представляет собой ряд социально-психолого-педагогических и медицинских мероприятий с участием всех специалистов. С помощью этих мероприятий выпускник может составлять свой профессиональный план с основной выбранной профессией, включив сюда также запасной вариант, учитывая свои желания, способности и возможности. В постинтернатном отделении в данном направлении ведется целенаправленная работа по программам

« Путь к успеху»

« След на земле»

« Дорога в будущее»

         

Вывод: В учреждении соблюдаются все права несовершеннолетних. Предоставляются социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Предоставление социальных услуг детям соответствует требованиям Национального стандарта Российской Федерации. Осуществляется защита имущественных и жилищных прав детей, взаимодействие с УПФР,УФССП России по Иркутской области, органами опеки и попечительства, УФМС, судами. Обеспечивается социальная безопасность, создается комфортная обстановка максимально приближенная к домашней для оптимизации процесса социальной адаптации несовершеннолетних.

Анализ подготовила заместитель директора по ВРР: Стеклянникова С.А.

Tags:

Comments are closed