История создания Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово начинается с 1956 года. Тогда это был новый вид учреждения для государственного воспитания беспризорных и безнадзорных детей — школа-интернат № 1 города Черемхово. Первым его директором был назначен Анатолий Юльевич Орешков. Это был настоящий Макаренко. Его отличали строгость и требовательность к себе, к коллективу и к воспитанникам. Коллеги отмечали, что он был директором от Бога. Он пел, танцевал, был вездесущ, за день делал десятки дел.

IMG_3410

С самого открытия школы-интерната в основу было заложено трудовое воспитание. В 1957 году школа-интернат имела свое подсобное хозяйство, 9 га земли, а в 1958 г. – 92 га земли. Воспитанники сажали картофель, обеспечивали себя овощами. В хозяйстве имелись лошади, кролики, свиньи, коровы. Была техника: грузовики ЗИС и ГАЗ 93, сенокосилка. Каждый класс на неделю выезжал трудиться на огороде, жили в палатках, готовили себе обед. Это считался активный отдых.

Во главе всех дел была успеваемость всего класса. Потом – общественная работа и спорт, которым занимались все и серьезно. Проходили занятия в спортивных секциях: лыжи, коньки, хоккей, футбол, баскетбол, легкая атлетика.

IMG_3416

Виктор Петрович Смолькин «поднял» спорт и физкультуру на первое место. Большое предпочтение он отдавал легкой атлетике, особенно баскетболу. При нем работал кружок «моржи»: на городском озере делали прорубь, куда бегали и окунались. Каждое утро – пробежка в лесу и растирание снегом. Г.И.Пакулов – боксер, чемпион Сибири, занимался с детьми боксом. В школе была самая мощная спортивная база.

Учителя М.В.Кононов и Ю.Н.Орешков организовали музыкальный оркестр, которому была представлена честь открывать все демонстрации 1 мая и 7 ноября. Наши воспитанники были самые красивые на параде, лучше всех одеты, самые ответственные. Коллектив шел первым, дружина была правофланговой и носила имя Павлика Морозова.

Первая учительница школы-интерната Светлана Павловна Чернышева вспоминает: «Жили и учились мы в одном корпусе, сумели наладить порядок, чистоту, дети одеты, учились, но мы видели, как по городу бродили беспризорники. Дети скитались, ходили в рваной одежде, курили, просили милостыню, обкрадывали население.

Видя такое бедственное положение в городе, руководство горкома партии вынесло решение о строительстве еще одного корпуса школы-интерната. В 1958 году началось бурное строительство второго здания школы-интерната. К концу 60 г был построен второй корпус и получилось два 4-этажных здания. В одном корпусе жили, в другом учились.

Руководители

В 1963 г. Директором был назначен учитель истории Анатолий Федорович Баскаков. Его отличали доброта, честность, скромность, порядочность, тактичность и высокая культура. Это был талантливый художник, который сам оформлял все стены. Одновременно с ним (1963-1968г.г.) начала трудовую деятельность в качестве заместителя по УВР Людмила Александровна Борисова. Школа-интернат вышла на новый уровень.

IMG_3412

В 1971 г. Бразды правления школой приняла в свои руки Екатерина Федоровна Симонова. Она – скромный и принципиальный человек, во все времена ответственна, внимательна и отзывчива ко всем. Труд талантливого руководителя оценен званием отличника образования, она награждена орденом «Знак Почета».

IMG_3419

Школу-интернат возглавила и Любовь Алексеевна Андреева в 1973 году, став ее директором до 1983 г. Очень добрая, душевная, хорош относилась ко всем. Но особенно к детям. Когда воспитатели уходили домой, она приходила к ним в спальни и до ночи беседовала.

В 1983 г. Директором был назначен учитель физкультуры Михаил Варлагамович Шкодич. При нем равных детям школы-интерната в спорте не было. Каждый ребенок выходил из стен школы спортсменом-разрядником. При нем ремонт школы делали своими силами, он начинал первым, делал все своими руками, подавая пример.

С 1985 года кресло директора заняла учитель этой же школы Светлана Ивановна Игнатьева.На долю этого директора выпала самая нелегкая задача. В 1989 г. Школа-интернат была закрыта на капитальный ремонт, который длился семь лет. В ходе его школа не смогла отстоять второе здание, да и средств на его ремонт не было. Здание передали социальной защите, а дети пошли учиться в школу № 8. Детский дом столкнулся с огромными трудностями. В старые времена все дети учились при интернате, что давало большой плюс в воспитательной работе.

Шефство над классами работники шахт, разрезов возложили на свои плечи. Шефы посещали уроки, творческие вечера, праздники, после которых вручали детям подарки Устраивали экскурсии на разрезы, шахты, фабрики.

В школе-интернате была очень сильная методическая служба, работники принимали активное участие во всех городских и областных конференциях.

Государство, видя, что такие школы нужны, стало больше внимания уделять беспризорникам. Школы-интернаты стали появляться в Иркутске, Ангарске, Киренске, Бодайбо.