С 1 по 4 апреля группа педагогов и воспитателей ОБГОУ «Детский дом «Гармония» во главе с заместителем директора по УВР С.А.Стеклянниковой   (на фото:вторая слева) приняла участие в Х Форуме «Образование Приангарья-2014» в г. Иркутске.

M1110070 M1110045

Работали они по разным секциям и направлениям.

M1110070M1110014M1110003M1110070С.А.Стеклянникова ,  психолог Е.В.Кугукова, воспитатели постинтернатного отделения Н.П. Кравец и О.В. Шаповалова,  их воспитанники  работали 3 апреля в павильоне №2 Сибэкспоцентра, где мастер-класс давала психолог Черемховского педколледжа по теме «Я – на пороге будущей профессии».Эту тему»Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов» курирует Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ ФИРО, член межведомственного совета по профессиональной ориентации молодежи.

Е.В.Кугуково провела тренинговое занятие для выпускников «Мир профессий – сделай свой выбор». 

 

M1110032.IMGM1110055

 

С.А. Стеклянникова выступила с докладом, который мы публикуем ниже.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА  ДЕТЕЙ- СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,  В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ  

На территории г Черемхово с 1956 года находится особенное образовательное учреждение. А особенность его  заключается в том, что   живут в нем дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Обучаются наши воспитанники в двух средних общеобразовательных школах: школе №8 им. Пушкина и в школе №3 им. Островского.

Современное общество предъявляет достаточно высокий уровень требований к выпускнику детского дома.  Проблема готовности детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни остается актуальной для многих педагогических коллективов детских домов. Известно, что большинство выпускников  не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома  они не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустраивать свой быт, составлять и соблюдать свой бюджет, отстаивать свои юридические права. В процессе наблюдения за детьми — сиротами видно, что у них слабо сформированы представления об основных видах труда и отсутствует интерес к нему.   У них нет положительного примера родителей, им сложнее формировать в себе навыки успешного человека, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это сильно ограничивает возможности выбора профессии.  Даже имея льготы при поступлении  в средне-специальные и высшие учебные заведения, многие из детей-сирот не стремятся получить образования, просто не понимая, зачем им это нужно. Те же, кто продолжает учиться  дальше, будучи неуверенными в своих силах, зачастую поступают и идут работать не туда, куда хочется, а куда возьмут. Несмотря на то, что сегодня существует достаточная социально- правовая база по защите интересов детей, нуждающихся в государственной поддержке, традиционная система воспитания оказывается недостаточной и малопродуктивной.

Своевременность внедрения в практику работы  образовательных организаций концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования позволило объединить усилия и эффективно организовать деятельность организаций на территории нашего города.

Правильный выбор профессии — самый главный вопрос для всех выпускников  школ, а для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей он наиболее значим.     Профессиональная ориентация в нашем детском доме представляет собой разно векторный ряд социально-психолого-педагогических и медицинских мероприятий.   С помощью этих мероприятий выпускник может составлять свой профессиональный план с основной выбранной профессией, включив сюда также запасной вариант, учитывая свои желания, интеллектуальные  способности и возможности.

С целью повышения эффективности процесса социальной адаптации выпускников  детского дома   в 2012 году  в учреждении было открыто постинтернатное отделение «Лидер».    В его состав были зачислены 11 выпускников в 2012 году и 12 в 2013 году, в возрасте от 15 до19 лет, учащиеся 9-11 классов.

Цель: совершенствование системы постинтернатной адаптации выпускников, оказание помощи в реализации их законных прав и интересов, а также содействия в  профессиональном самоопределении и подготовке к самостоятельной жизни.

Задачами  «Постинтернатного отделения» являются:

      создание социально-педагогической среды, обеспечивающей пси-хологическую комфортность и социальную поддержку выпускникам;

      поддержка выпускников в решении проблем их  профессионального выбора, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

      оказание содействия в закреплении социальных гарантий выпуск-ников, решении вопросов их жизнеустройства.

      обеспечение индивидуального комплексного сопровождения про-цесса постинтернатной адаптации;

      проведение диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации.

Для реализации поставленных целей и задач был разработан и внедрен в практику пакет нормативно правовых документов регламентирующих деятельность постинтернатного отделения.  Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в профессиональном самоопределении осуществляется в соответствии  с  лицензированными программами учреждения:

— Пилотный проект министерства образования Иркутской области  «Путь к успеху».

— Программа  адаптации воспитанников детского дома к условиям социальной среды через формирование правовых знаний и умений ориентироваться в окружающем мире «Человек приходит из детства»

— Программа элективного курса по профессиональному самоопределению «След на Земле».

В зависимости от уровня психического развития подростка ставятся различные задачи. Главная из них — обучить   самостоятельности и  дать простейшую профессию, которая позволила бы заработать на жизнь. Или, напротив, дать подростку как можно больше знаний для дальнейшего обучения в СУЗе или Вузе и получения квалифицированной профессии.

Процесс профессионального самоопределения детей, не имеющих семьи, усложнён. При выборе профессии  им необходимо учитывать:

1.      личностные желания, интересы и склонности – «хочу»;

2.      личностные возможности: уровень знаний, способности, технологические особенности, состояние здоровья – «могу»;

3.      потребности рынка труда в кадрах – «надо».

Педагогический коллектив работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения личности  осуществляет  поэтапно:

Первый этап работы – профессиональное просвещение.

Второй этап – профессиональная диагностика выявление профессионально значимых свойств: способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений. Используется следующий  диагностический инструментарий:

— Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Профориентационная система Профи- II»

— «Карта интересов» методика А.Е. Голомштока

— Г. Айзенг “Определение типа темперамента”

— Методика Жиля Рене и другие

Третий этап — совместно с воспитанником составляется индивидуальная программа социальной адаптации выпускника, в которой прописаны: социальная карта, диагностический лист, адаптационный этап, постинтернатное сопровождение выпускника.

На четвертом этапе проводится профконсультирование специалистами

На пятом  этапе   в феврале месяце будет проводиться   Профконсилиум завершается разработкой   рекомендаций для выпускника.

Заключительный этап – реализация рекомендаций: подготовка и содействие в поступлении в учебные заведения, отслеживание постинтернатной адаптации воспитанников.

Выпускники в течение года теоретически знакомятся с тем, как правильно нужно выбрать профессию, проходят диагностику личностных качеств. Все результаты диагностик хранятся в  личных дневниках. Используя полученные результаты диагностик, подростки имеют возможность проанализировать и соотнести правильность сделанного выбора профессии. Каждому выпускнику оформляем портфолио, одновременно проводя разъяснительную работу для какой цели необходимо портфолио на современном рынке труда.  Методы ведения занятий выбираются, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, психологических игр, упражнений, тренингов, тестирования, опросников, просмотр видеозаписей, экскурсий, встречи с работниками биржи труда. Совместно с Подростковой биржей труда в детском доме создан «Банк профессий», используя который воспитанники могут, не выходя из стен детского дома, заочно побывать в каком-то учебном заведении и выбрать будущее место учебы. Формируется видеотека об учебных заведениях, экскурсиях на предприятия. Просмотрев фильм об учебном заведении, о порядке поступления в него, о жизни студентов выпускники могут принять решение о поступлении, либо не поступлении в это учебное заведение. Создана «Библиотека профессиограм», изучая которые выпускник имеет возможность узнать какие требования к личным качествам, здоровью человека предъявляет та или иная интересующая его профессия.  Использование таких форм работы дает воспитанникам наглядное понимание дел на рынке труда и помогает определиться с выбором профессии.

Основным и немаловажным моментом в  деятельности является информационно-практическая форма работы. Здесь нам оказывают помощь специалисты Педагогического колледжа и отдела по молодежной политике, Центра занятости населения г Черемхово. Проведение экскурсий  в учебные заведения, встреч с интересными людьми, экскурсий на предприятия помогают выпускникам реально оценить обстановку на своем будущем рабочем месте и решить подходит ему выбранная профессия или необходимо пока еще не поздно сделать другой выбор.   Помогают организовывать такие экскурсии члены попечительского совета. Выпускники побывали в   ИРКазе города Шелехов, на Иркутском авиационном заводе, в пожарной части города Черемхово, в центральном почтовом отделении связи  и т.д.

В настоящий момент все выпускники постинтернатного отделения «Лидер» определились с дальнейшим поступлением.  В феврале был проведен профконсилиум, на котором прозвучали результаты диагностики, медицинской диспансеризации и анкетирования выпускников по выбору профессий. Социальный педагог  рассказала о предварительной работе с учебными заведениями по их устройству.  В постинтернатном отделении созданы  благоприятные условия для проживания выпускников и развития их индивидуальных интересов. Подростки занимаются в спортивных секциях,  кружках:  «Столярное дело», «Основы информатики», «Творческая мастерская»; «Изостудия», «Юный журналист», «Поваренок». Каждое воскресенье   готовят воскресные обеды в кабинете домоводства. Ежегодно в детском доме проводится мониторинг воспитанников – выпускников закончивших пребывание в детском доме и поступивших в учебные заведения.

Учебные заведения

Год поступления

2010-2011

2011-2012

2012-2013

ВУЗ

  СПО

3

12

 НПО

2

9

1

Всего выпускников

2

12

13

Анализируя результаты работы по профессиональному самоопределению выпускников в условиях постинтернатного отделения, можно сделать вывод,  что  систематическое организационно- педагогическое сопровождение выпускников помогает им более ответственно  и осознанно подходить к определению выбора профессии и позволяет  успешнее адаптироваться в современном обществе.

Список литературы

1.Л.М. Фридмана, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович «Изучение профессиональных намерений старшеклассников».

2. Мутик М.А. Познавательно-развлекательная программа по профориентации «Калейдоскоп профессии»: Издательский дом «Первое сентября»,2003-2009.

3.Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. — Ярославль,1997.

4.Содействие в выборе профессии: Методическое пособие по профориентации. — Минск,2006.

   Выступление наших педагогов и воспитанников прошло на высоком уровне. Их поблагодарили организаторы и ответственное учреждение за проведение мастер-класса —  директор Черемховского педколледжа Л.С.Жгун.

Наши педагоги и воспитанники много нового увидели на форуме и почерпнули для себя практический опыт других специалистов образовательных учреждений Иркутской области. Вот что,например, они увидели на выставке

M1110070

многочисленные стенды и витрины. на которых отражена деятельность учреждений

M1110018

Воспитатель О.В.Шаповалова и социальный педагог Е.В. Отчесова осваивают искусство создания шляпок из полосок бумаги.

M1110033M1110070M1110070M1110070

Tags:

Comments are closed