Пояснительная записка

Программа «Лето — это маленькая жизнь» является комплексной социально-педагогической программой, которая реализуется в летнем оздоровительном лагере «Ласточка», структурном подразделении ОБГУСО “Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Гармония», г. Черемхово”. Данная программа долгосрочная. Каждый год в программу вносятся изменения, вводятся новые модули, она обновляется и совершенствуется. Программа “Лето — это маленькая жизнь” для воспитанников детского дома «Гармония» является продолжением воспитательной работы, проводимой в течение учебного года.

Новизна данной программы состоит в том, что она предполагает развитие ключевых компетенций детей и подростков через организацию досуговой деятельности, реализуемой в условиях их пребывания в ЛОЛ «Ласточка».

В ходе реализации социально-педагогической программы «Лето – это маленькая жизнь» подтверждается рабочая гипотеза о том, что можно организовать такой процесс социального воспитания, развития и обучения, который способен «временное» (отношения, объединения, общение, самопознание, самосовершенствование и т.д.) перевести в «постоянное».

Актуальность программы обусловлена необходимостью поиска новых путей и средств, как в организации отдыха и оздоровления, так и в стратегии развития социальных компетенций детей, которым предстоит жить и работать в новом мире.

Значимость социально-педагогической программы «Лето – это маленькая жизнь» определяется социальной ситуацией общественного развития и условиями жизни современных детей, требующими, с одной стороны, педагогического осмысления. С другой стороны, поддержки ребенка в способах реализации его творческих сил и социальных инициатив.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие социальных и личностных компетенций ребенка. Она должна готовить ребят к таким ситуациям, в которых им будет недостаточно только имеющихся знаний и приобретённого опыта, но которые потребуют от них нестандартных решений. Сюда относятся развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, готовность познать и испытывать себя в новых ситуациях, способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение обозначать и решать конфликты, способность к адаптации, толерантности, контактности и т. д.

Цель программы: создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию ключевых компетенций всех участников образовательного процесса.

Задачи программы:

· Приобщение детей к разнообразному социальному ценному опыту отношений между людьми, основанному на принципах соблюдения общечеловеческих и культурных ценностей;

· Формирование у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни;

· Организация досуга детей в разнообразной личностной и общественно значимой деятельности;

· Создание условий для самореализации, более полного раскрытия и развития творческих способностей и возможностей детей;

· Социализация личности ребенка, развитие и закрепление социально положительных черт характера ребенка;

· Создание банка творческих дел, используемых в работе педагогического коллектива детского лагеря.

Программа рассчитана на организацию досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, детей работников лагеря.

Возраст детей, участников данной программы 3 – 18 лет.

Ожидаемые результаты:

Дети смогут:

ü Получить возможность интенсивной социальной самореализации;

ü Попробовать себя в различных видах социальной деятельности по своему выбору;

ü Приобрести опыт самоорганизации здорового образа жизни;

ü Получить возможность интенсивного общения со сверстниками, приобрести настоящих друзей;

ü Изменить свои представления о жизни, изменить ценностные ориентации, взяв за основу высококультурные нравственные образы;

ü Обогатить себя духовно, эстетически и физически;

ü Получить знания и умения организации интересной жизнедеятельности в досуге;

ü Оздоровится нравственно, физически и психологически;

ü Научиться правильно реагировать на различные социальные и общественные явления;

ü Узнать о своих потенциальных возможностях, о своем «Я» на пути к успеху.

Реализацию программы «Лето – это маленькая жизнь» представляет система показателей развития личности, которые выявляются в конце лагерного периода. К ним относятся:

v Углубление и расширение знаний детей о себе (о своих интересах, способностях и возможностях);

v Обогащение опытом самостоятельного решения собственных социальных проблем, включая различные проблемы выбора;

v Развитие интереса к социальной жизни, готовность участвовать в решении широкого круга социальных вопросов;

v Гуманизация межличностных отношений в официальной структуре детского объединения через отношения заботы и взаимной ответственности;

v Расширение зоны интеллектуального развития ребенка;

v Оздоровление детей.

Участвуя в реализации программы, ребенок учится понимать важность следующих принципов социальной компетентности:

v Учиться узнавать – это изо дня в день наращивать свои знания;

v Учиться действовать – это уметь практически применять полученные знания;

v Учиться жить вместе – это строить отношения, где нет дискриминации, с равными возможностями для самореализации;

v Учиться быть – это умение пользоваться навыками, необходимыми человеку для всестороннего развития своего творческого потенциала.

К концу лагерной смены ребенок частично научается:

v Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относится к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой;

v Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

v Приниматься за дело: использовать новые технологии; нести ответственность; войти в группу или объединение и внести свой вклад в общее дело; доказать солидарность; организовать свою работу;

v Адаптироваться: стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Виды и форма отчетных материалов:

— аналитический отчет;

— статистический отчет;

— результаты анкетирования детей в начале и конце лагерных смен;

— результаты социометрии по отрядам;

— фотолетопись смены;

— видеоматериалы.

Анализ деятельности и отношений в ЛОЛ «Ласточка» осуществляется на разных уровнях: личностном, групповом, отрядном, общелагерном, на уровне педагогического коллектива. Наблюдения, опросы, анкетирование, социометрия, собеседование, обмен мнениями на планерках, педсовет – это различные виды диагностики воспитательного процесса, осуществляемые педагогическим коллективом.

Учебно-тематический план

Социально – педагогическая программа «Лето – это маленькая жизнь» — комплексная.

Содержание каждой смены складывается из модулей – образовательных программ, которые реализуются в одной из направленностей.

Программы-модули

Теория (ч)

Практика (ч)

Всего (ч)

Примечание

Социально-педагогическая направленность

1

«Чудесный мир лета»

(для группы постоянного состава детей с 3 до 18 лет)

30

145

175

Реализуется неделя через неделю

2

«Дети солнца»

(для группы постоянного состава детей с 3 до 18 лет)

25

150

175

Реализуется неделя через неделю

3

«Лабиринты общения»

(для групп переменного состава детей 12 – 17 лет)

6

6

12

Реализуется неделя через неделю

4

«Удивительный знакомый мир» (для групп переменного состава детей 3 – 7 лет)

2,5

7,5

10

Реализуется неделя через неделю

5

«Азбука общения»

(для групп переменного состава детей 7 – 12 лет)

6

6

12

Реализуется неделя через неделю

Художественно — эстетическая направленность

6

«В ритме танца»

(для группы постоянного состава детей 10 – 16 лет)

3

42

45

Реализуется неделя через неделю

7

«Забавные фигурки»

(для групп переменного состава)

8

22

30

Реализуется с понедельника по пятницу

8

«Волшебная изонить»

(для групп переменного состава детей 7 – 15 лет)

3,5

26,5

30

Реализуется с понедельника по пятницу

9

«Бисерная палитра»

(для групп переменного состава детей с 7 до 15 лет)

5

25

30

Реализуется с понедельника по пятницу

10

«Летняя мастерская»

(для групп переменного состава детей 5 – 17 лет)

18

90

108

Реализуется с понедельника по пятницу

11

«Шелковая ленточка»

(для групп переменного состава детей 7 – 15 лет)

9

21

30

Реализуется с понедельника по пятницу

Туристско-краеведческая направленность

11

«Веселые туристы»

(для групп переменного состава детей с 10 до 16 лет)

3,5

8,5

12

Реализуется неделя через неделю

Физкультурно-спортивная направленность

12

«Страна рекордов»

(для группы постоянного состава детей 7-18 лет)

6

102

108

Реализуется ежедневно

13

«Веселый стадион»

(для группы постоянного состава детей 3 – 17 лет)

7

35

42

Реализуется ежедневно

Эколого-биологическая направленность

14

«Усадьба»

(для групп постоянного состава детей с 5 до 15лет)

60

150

210

Реализуется ежедневно

192,5

903,5

1197

Tags:

Categories:

Comments are closed