Татьяна Анатольевна Латыпова – опытный педагог и организатор творческой работы с детьми в ЦПД «Гармония». Ее занятия всегда востребованы и дают детям массу положительных эмоций. Вот что она рассказывала на областном объединении педагогов в октябре прошлого года.

image

Волшебные руки… Волшебные руки творящие…

Вы миру даруете свет и добро настоящее…

Язык красоты… Он таит в себе силу целебную…

Волшебные руки… И сердце, и сердце волшебное…

Екатерина Пешкова

В последние годы в нашем обществе произошли серьёзные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребёнка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.

Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование.

image

          Дополнительное образование — особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное время несовершеннолетнего. Оно является одной из составляющих сфер, которая учитывает все факторы, влияющие на воспитание, развитие и формирование личности.

В нынешних условиях с особой остротой встаёт проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни. Регламентация всего уклада жизни в Центре помощи детям ведет зачастую к тому, что потом ребята не могут организовать свой быт, позаботиться о своём профессиональном и социальном самоутверждении. Чтобы ребенок, выйдя из стен Центра помощи детям, не стал «нытиком», «просителем», чтобы мог с достоинством справиться с любыми трудностями, он должен иметь хорошую социальную ориентировку, практический ум, быть общительным, уметь всё делать самостоятельно, а также быть способным к творчеству в иной сфере, которую он изберет для себя. В наших мастерских созданы для этого эмоционально комфортные условия, в течение всей работы сложилась творческая, доброжелательная атмосфера. Ребята приходят туда не только работать, но и общаться.

Несовершеннолетним Центра помощи детям наиболее доступны эстетические и общественно полезные цели труда. В материальном результате труда ребёнок утверждает своё моральное достоинство, переживает чувство гордости. Интересная работа всегда вызывает положительные эмоции, дети становятся увереннее, общительнее. Все навыки, полученные в мастерских, способствуют усиленной социализации детей и видеть конечный результат выполненной работы. Именно мастерские является той нишей, где ребёнок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность, сформироваться как личность.

image

    Цель своей деятельности:  воспитание творчески развитой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, информационном мире.

Основная задача: обогащение мировосприятия несовершеннолетнего, т.е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Формы работы

· Беседа.

· Инструктаж.

· Индивидуально-практическая работа.

· Консультации.

Моя работа имеет два направления- это работа в швейной мастерской "Весёлый портняжка" и "Творческая мастерская".

image

1 направление — «Весёлый портняжка". Является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является изготовление одежды своими руками.

Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том, чтобы шить своими руками одежду для своих кукол заканчивая бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить одежду, но уже для своей внучки. Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии.

Чем больше несовершеннолетний знает и умеет, тем легче ему в дальнейшем будет удовлетворить потребности своего самовыражения. Трудовые навыки, эстетическое осмысление, творческие способности развиваются только в работе, от красивой и полезной вещи, мне как педагогу дополнительного образования приходиться использовать самые различные формы и приемы работы. В ходе работы проводятся беседы по различной направленности, дети начинают понимать, почему необходимо создавать изделия, улучшающие жизнь людей, расширять знания и совершенствовать навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов изделий. При выполнении схем, эскизов изделий приобретаются знания из области рисования и математики. Кроме этого работа в швейной мастерской тесно связывает школьный предмет «технология», в ходе обучения несовершеннолетние на практике преобразуют материалы, предметы, создают новые изделия.

Я как педагог должна не просто научить, а выявить у каждого ребенка творческие способности, воспитать эстетическое и нравственное отношение к людям, предметам.

image

направление — "Творческая мастерская".

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного
мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и
литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Именно
поэтому программа "Творческая мастерская" способствует успешной адаптации детей, живущих в Центре помощи детям, стабилизирует эмоциональную сферу, снижает тревожность, неуверенность в себе, агрессивность. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости. На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход ,построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков , эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Цель программы – создать комфортные условия, способствующие социализации несовершеннолетних посредством формирования практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса.

Основным условием реализации программы является творческое отношение к работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для несовершеннолетних, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность несовершеннолетних. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес.

 

image

 Итогом работы являются — выставки детского творчества; создание декоративных поделок; участие в различных конкурсах, ярмарках, форумах, праздниках; изготовление подарков к праздникам для ветеранов, попечителей, гостей и сотрудников Центра.

Я считаю, что тот человек, который умеет творить чудеса из различных материалов, новые модели и т.д. он всегда будет востребован на рынке труда.

9 октября 2017 года.

Tags:

Comments are closed