Возраст детей: 15-18 лет (9 классы)

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Отчесова Елена Валерьевна

социальный педагог

Пояснительная записка

«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование»

В.Г. Белинский

Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

Важной задачей государства является создание оптимальных условий для полноценного развития личности детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, поэтому при воспитании детей, находящихся в государственных учреждениях педагогам необходимо уделять большое значение на развитие умения воспитанников ЦПД «Гармония» успешно адаптироваться в социальной среде современного общества.

Человек по-разному откликается на изменения в социальных условиях своего существования в зависимости от особенностей той непосредственной среды, в которой он существует. Адаптационные процессы идут постоянно, ведь постоянно происходят изменения как вокруг человека, так и в нем самом. Под социальной адаптацией принято понимать «активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды», которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы — семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот, такой социальной средой становится Центр помощи детям. И ежегодно несколько сотен детей, достигших совершеннолетия, либо получивших аттестат об основном общем образовании, покидают стены воспитательных учреждений.

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в общество, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В ЦПД у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации, как выпускников, так и детей, помещаемых в ЦПД. Если не проводить специальную работу по социализации ребенка-сироты, то, выйдя из стен детского учреждения, он будет испытывать большие затруднения, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Ведь в большинстве, воспитанники ЦПД, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

· проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

· затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

· затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

· затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

· правовая некомпетентность;

· возврат в кризисные условия после выпуска.

Поэтому перед педагогическими коллективами воспитательных учреждений стоят задачи: не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из детского учреждения, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни.

Цель данных занятий – развитие возможности к социальной адаптации воспитанников ЦПД, умения ориентироваться в окружающем мире.

Программа адаптации воспитанников ЦПД к условиям социальной среды через формирование правовых знаний и умений ориентироваться в окружающем мире является авторской. При составлении программы была использована учебная литература, указанная в конце программы, а также нормативно – правовая документация: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ, Устав ОГБОСО «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, «Гармония» г. Черемхово».

Цикл занятий даст возможность изучить нормы международного и отечественного права в отношении несовершеннолетних, виды ответственности за совершенные правонарушения или преступления. В ходе занятий подростки изучат свои права и обязанности, научатся понимать, что за свои проступки они должны нести ответственность в соответствии с законодательством. Занятия по профессиональному определению помогут не только выявить свои интересы и склонности в мире профессий, но и дадут почву для размышления в дальнейшем жизненном выборе

Программа предусматривает проведение занятий с группой в самых разных формах: рассказ педагога, дискуссия, беседа, тренинг, экскурсии, практикум решения правовых и экономических задач и т.д.

К концу изучения тем программы воспитанники должны

ИМЕТЬ:

— уважительное отношение к закону;

— представление об основных нормативных правовых актах, регулирующих права и обязанности граждан;

— представление о разнообразии и особенностях мира профессий;

ЗНАТЬ:

— основные термины и понятия;

— основные правила поведения во всех сферах человеческой жизни;

— основы трудового и семейного и гражданского законодательства РФ;

— свои права и умение их реализовывать;

УМЕТЬ:

— применять полученные знания на практике;

— ориентироваться на рынке труда и профессий;

— грамотно заполнять основные формы документов;

— формировать правосознание, понимание необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;

— развивать умения представлять и отстаивать свои права в государственных и иных учреждениях, в повседневной жизни;

— нести ответственность за свое будущее.

Количество часов: 14 часов

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: воспитанники 9-х классов (15-18 лет)


1. Тематический план

№ п/п

Содержание занятий

Количество часов

Дата проведения

I блок

Я – Гражданин России

8

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

Ваш правовой статус.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дееспособность несовершеннолетних. Задержан полицией, как себя вести

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних. Так ли безобидно хулиганство несовершеннолетних

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Правовые взаимоотношения в учебном заведении. Выпускник школы – будущий студент

Я получаю документ. Я — избиратель

1

1

1

1

1

1

1

1

18.09.2014

02.10.2014

16.10.2014

30.10.2014

13.11.2014

27.11.2014

11.12.2014

15.01.2015

II блок

Я выбираю профессию

3

2.1

2.2

2.3

Калейдоскоп профессий или как не ошибиться в жизненном выборе. Государственная итоговая аттестация – шаг в твое будущее

Биржа труда – рынок профессий

На работу в первый раз (практикум)

1

1

1

29.01.2015

12.02.2015

26.02.2015

III блок

Я и семья

2

3.1

3.2

Избранник на всю жизнь

Преждевременные браки или проблемы будущих родителей

1

1

12.03.2015

02.04.2015

Итоговое занятие

1

16.04.2015

Всего часов:

14

2. Содержание занятий

Блок I: Я – Гражданин России

Тема 1.1 Ваш правовой статус (1 час)

Форма проведения: правовая беседа – диалог

Цель: — дать понятие о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разъяснить основные права, право реализации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статус. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 1.2. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1 час)

Статус. Жилищное законодательство РФ – право на закрепленное жилое помещение, право включение в список детей-сирот, право на получение жилого помещения, правовые последствия после предоставления жилого помещения.

Тема 1.3 Дееспособность несовершеннолетних. Задержан полицией, как себя вести (1 час)

Форма проведения: правовая беседа – диалог

Цель: — дать понятие о дееспособности, эмансипации, развивать основы безопасности жизнедеятельности;

— воспитание правовой культуры

Понятие «Дееспособность», «Эмансипация». Правовой статус несовершеннолетних. Возможные причины задержания подростка. Основные действия при задержании. Основные действия при допросе. Права и обязанности подростков при задержании.

Тема 1.4 Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних (1 час)

Форма проведения: ситуативный практикум

Цель: — воспитание правовой культуры подростков

— ознакомление воспитанников с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений, а также с понятием «ответственность несовершеннолетних»

Права и обязанность несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений. Понятие «Ответственность несовершеннолетних», виды ответственности.

Тема 1.5 Административная ответственность несовершеннолетних. Так ли безобидно хулиганство несовершеннолетних (1 час)

Форма проведения: информационно – правовой практикум

Цель:

— формирование представления воспитанников об административной ответственности несовершеннолетних;

— ознакомление воспитанников с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления;

— профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

— воспитание правовой культуры

Понятие и особенности административной ответственности несовершеннолетних. Правовые основы наказания несовершеннолетних. Анализ извлечений из кодекса РФ об административных правонарушениях. Понятие хулиганства. Понятие «Общественная безопасность». Злостное и мелкое хулиганство. Виды наказаний за хулиганство: штраф, лишение свободы, исправительные работы.

Тема 1.6 Уголовная ответственность несовершеннолетних (1 час)

Форма проведения: информационно – правовой практикум

Цель: — формирование навыков анализа правовых документов

— сформирование представления воспитанников об уголовной ответственности несовершеннолетних

Понятие и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Правовые основы наказания несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Анализ извлечений из Уголовного кодекса РФ, примеров из жизни детского дома.

Тема 1.7 Правовые взаимоотношения в учебном заведении. Выпускник школы – будущий студент (1 час)

Форма проведения: информационно – правовая беседа — диалог

Цель:

— анализ правовых взаимоотношений обучающихся и педагогического коллектива;

— воспитание профессионально – правовой культуры старшеклассника

— воспитание гражданской позиции подростков

Законодательное право на образование. Законодательное регулирование отношений в общеобразовательном учреждении: правовой статус обучающегося и воспитанника, права и обязанности воспитанников. Требования профессиональных учебных заведений при поступлении, порядок поступления. Студенчество: права и обязанности. Льготы для выпускников детских домов.

Тема 1.8 Я получаю документ. Я – избиратель (1 часа)

Форма проведения: беседа – обсуждение, практикум

Цель: — знакомство детей с основными видами документов, формирование умения заполнять бланки основных заявлений;

знакомство воспитанников с правами при наступлении совершеннолетия

— знакомство с правилами поведения на избирательном участке.

Понятия «Форма заявления». Основные требования при заполнении заявлений. Обучение умению составлять и заполнять основные заявления. Право на гражданина на выбор. Необходимость и порядок проведения выборов. Правила поведения на избирательном участке. Необходимая документация и правила заполнения бланков. Таинство голосования.

Блок II: Я выбираю профессию

Тема 2.1 Калейдоскоп профессий, или как не ошибиться в жизненном выборе. Государственная итоговая аттестация – шаг в твое будущее (1 час)

Форма проведения: профориентационный практикум

Цель: — ознакомление воспитанников с психологическими особенностями профессионального самоопределения.

— ознакомление воспитанников с основным содержанием среднего (полного) общего образования в школе

— ознакомление с профессиями, получаемыми в учреждениях НПО, СПО и ВПО

— профориентационное воспитание

Понятие «Государственная итоговая аттестация». Особенности сдачи итоговых экзаменов. Аттестат о среднем (полном) общем образовании. Перечень специальностей НПО. Понятие «Профессия», «Специальность». Важнейшие стороны выбора профессии.

Тема 2.2 Биржа труда – рынок профессий. (1 час)

Форма проведения: экскурсия

Цель: — познакомить учащихся с рейтингом наиболее востребованных профессий в регионе и соответствующей им заработной платой

Выбор актуальных профессий. Величина минимальной и максимальной заработной платы. Анализ выбора. Составление общего списка профессий с указанием платы. Конкурс аналитиков рынка профессий.

Тема 2.3 На работу — в первый раз (1 час)

Форма проведения: правовой лекторий

Цель: — познакомить с правами несовершеннолетних по законодательству.

— посредством трудовой деятельности закрепить знания о трудовых правах молодежи

Трудовой кодекс РФ. Особенности регулирования труда работников до 18 лет. Перечень документов, представляемых при приеме на работу. Понятие «Собеседование», «Испытательный срок», «Зарплата», «Соцпакет».

Блок III: Я и семья

Тема 3.1 Избранник на всю жизнь. (1 час)

Форма проведения: нравственно-правовой лекторий.

Цель: — познакомить старшеклассников с основами семейного законодательства РФ, личными правами супругов.

Понятие «Семья». Понятие «ЗАГС», «Брак». Условия заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Тест «Какой вы будущий хозяин?», «Какой хозяйкой вы будете?»

Тема 3.2 Преждевременные браки, или проблемы будущих родителей

(1 час)

Форма проведения: ситуативно-правовой практикум

Цель: — воспитание правовой культуры семейных отношений старшеклассников

— формирование навыков анализа правовых документов в области семейного права

— воспитание чувства ответственности за создание семьи, сохранения семейных уз и воспитание детей в семье

Понятие «Преждевременный брак». Ответственность родителей за воспитание детей. Административно-правовая, гражданско-правовая, семейно-правовая, уголовная ответственность. Анализ ситуаций.

Итоговое занятие (1 час)

Tags:

Comments are closed