Пояснительная записка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция реформирования системы интернатных учреждений Иркутской области позволяют выйти детским домам и школам-интернатам на новый этап развития, определить основные задачи успешной социализации воспитанников, создать условия для их решения.

Программа «Путь к успеху» даст возможность в образовательных учреждениях создать систему учебно-воспитательной работы на основе компетентностного подхода. Она является логическим продолжением деятельности специалистов учреждений по организации образовательного процесса и поможет воспитанникам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Программа сформирует у выпускников интернатных учреждений следующие ключевые компетенции: умения принимать самостоятельные решения, работать в команде, адаптироваться в социальной и профессиональной среде, принимать адекватные сложившейся ситуации решения и планировать свое будущее.

Основной целью программы «Путь к успеху» является подготовка воспитанников детских домов и школ-интернатов в самостоятельной жизни и деятельности.

Задачи программы:

— формирование личности, способной осознать себя, понимать других, планировать и реализовывать свои жизненные планы;

— развитие у воспитанников потребностей в созидательном труде, здоровом образе жизни, создании семьи;

— подготовка подростков к осознанному профессиональному самоопределению и трудовой деятельности;

— повышение социальной компетентности воспитанников.

Программа «Путь к успеху» разработана для воспитанников детских домов и школ-интернатов с 13 лет. Ее реализация рассчитана на 128-часовой курс, по 4 академических часа в неделю во внеучебное время. Продолжительность образовательного процесса – один год.

В реализации программы участвуют воспитатели, педагоги — психологи, социальные педагоги, методисты, педагоги дополнительного образования учреждений специального образования Иркутской области – Центров подготовки воспитанников к семейной жизни, Центров постинтернатной адаптации выпускников, Центров дифференцированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии.

Содержание программы включает перечень разделов и тем, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности воспитанников:

1. Я и другие

Представление о себе, внутренний мир ребёнка, ценности личности и её ресурсы. Виды эмоций, эмпатия, стресс. Конфликты. Правила эффективного общения.

2. Мир, в котором я живу

Семья, основные функции и ценности семьи. Семейные и гендерные роли. Трудности семейной жизни. Секреты семейного счастья.

3. Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни, забота о своем здоровье. Профилактика вредных привычек.

4. Человек и общество

Нормы, правила жизни и поведения в социуме.

5. Я и закон

Права и обязанности гражданина РФ, их соблюдение. Виды ответственности перед законом. Профилактика правонарушений.

6. Я и мое будущее

Мир профессий. Трудовая сфера. Образование и трудовая деятельность. Жизненные планы и их реализация.

7. Труд в моей жизни

Быт и домашнее хозяйство в жизни человека. Основы овощеводства,

растениеводства.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны знать:

— свои индивидуально-личностные особенности

— основные ценности семьи

— нормы и правила здорового образа жизни

— свои права и обязанности;

воспитанники должны уметь:

— понимать себя и других людей

— адекватно оценивать собственные возможности в профессиональном

самоопределении

— заботиться о своем здоровье, противостоять вредным привычкам

— пользоваться нормативно – правовыми документами;

воспитанники должны иметь навыки:

— управления своим поведением и эмоциональным состоянием

— эффективного общения

— социально-бытовой и профессионально-трудовой ориентации.

Основное содержание программы «Путь к успеху»

(128 час.)

Раздел I. «Я и другие»

Цель и задачи курса. Правила групповой работы. Ожидания участников группы.

Представления о личности и ее ценностях. Разнообразие ресурсов личности. Мои ценности и ресурсы Собственная уникальность и уникальность другого человека. Безоценочное принятие своих качеств, и качеств других людей. Самооценка.

Социальные роли. Общение. Барьеры в общении. Манипуляции. Уверенное поведение. Конфликты и как им противостоять. Толерантность. Дружба. Взрослые и подростки.

Общее представление об эмоциях. Эмоции как способ выражения отношения к происходящему. Связь эмоциональной сферы и тела. Безоценочное принятие своих и чужих чувств и эмоций. Распознавание своего эмоционального состояния и состояния других. Стресс и стрессовые ситуации. Признаки стресса. Управление стрессовым состоянием. Навыки саморегуляции

Раздел II: «Мир, в котором я живу»

Взросление: представление о взрослении как балансе возможностей и ответственности. Актуализация личного опыта. Гендерные роли. Отношения с противоположным полом, выбор будущего партнера.

Семья. Опыт проживания в семье: осознание, принятие. Прошлое, настоящее, будущее. Роль семьи в жизни человека. Планирование будущей семейной жизни. Родственные отношения.

Понятие о браке. Нормы и правила (моральный кодекс), по которым живет семья. Трудности семейной жизни (размолвка, ревность, измена, развод). Способы преодоления трудностей. Секреты семейного счастья.

Раздел III: «Здоровый образ жизни»

Здоровье как ценность.

Причины и последствия вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

Понятие, пути передачи, способы профилактики ВИЧ/СПИД. ВИЧ-инфицированные и общество.

Мужчина и женщина. Правила безопасного взаимодействия.

Экология и здоровье.

Раздел IV: «Человек и общество»

Понятие о самостоятельной жизни. Культура поведения и общения. Правила поведения в общественных местах.

Экономика и финансы. Заработная плата. Планирование расходов. Торговля и кредит. Правила поведения в магазине.

Средства и виды связи (почта, телеграф, телефон, мобильная связь). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы).

Назначение и виды медицинской помощи. Медицинские учреждения и их назначения.

Виды транспорта. Правила поведения в транспорте, правила дорожного движения.

Раздел V: «Я и закон»

Государство и право. Конституция РФ. Права и обязанности граждан РФ. Право: гражданское, гражданское процессуальное, жилищное, трудовое, семейное, уголовное, уголовное процессуальное, административное.

Структура Гражданского кодекса РФ. Защита имущественных и иных прав. Положения Жилищного кодекса РФ. Порядок получения жилой площади.

Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая дисциплина.

Правовые основы семейно-брачных отношений.

Структура Уголовного кодекса РФ. Понятие, виды преступлений. Понятие, виды уголовных наказаний. Административные правонарушения.

Раздел VI: « Я и мое будущее»

Понятие, факторы и значения профессионального самоопределения. Самопознание. Самооценка. Классификация профессий. Труд в жизни и общества. Профессиональная деятельность. Секреты выбора профессии. «Хочу»: мотивы, потребности, склонности и интересы. «Могу»: возможности личности в профессиональной деятельности. «Надо»: социальные проблемы труда.

Разделение, содержание, характер, культура труда. Профессия, специальность, должность. Виды предприятий и форм собственности.

Роль общения в профессиональном становлении. Профессиональная карьера, критерий профессиональной компетентности.

Раздел VII: « Труд в моей жизни»

Основы ведения домашнего хозяйства. Мой дом и его обустройство. Интерьер, композиции, отделка интерьера. Виды и использование современных строительных материалов. Ремонт жилого помещения. Составление сметы расходов. Освещение. Украшение жилищ. Дизайн.

Цветоводство. Садовые и комнатные растения. Строение и размножение цветочно-декоративных культур. Оформление ландшафта.

Овощеводство. Растения открытого и защищенного грунта. Климатические, почвенные и биологические факторы произрастания различных культур. Особенности выращивания овощных и плодово-ягодных растений в Восточной Сибири. Сбор урожая и способы его хранения.

Основы рационального питания. Кухня, техника безопасности при работе на кухне. Технологии приготовления блюд. Особенности национальной кухни.

Tags:

Comments are closed