4 декабря 2015 года в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Гармония» прошло очередное заседание Методического Объединения. Тема была выбрана актуальная:

«Методы эффективного взаимодействия с детьми и подростками, пострадавшим от жестокого обращения»

Цель: Осмысление ключевых проблем в развитии несовершеннолетних, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

Задачи:

1. Познакомить с научно-методическими, психологическими, юридическими подходами к понятию «жестокое обращение».

2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого несовершеннолетних для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.

3. Ознакомится с некоторыми приемами реабилитации в работе с детьми, пережившими жестокое обращение и насилие.

4. Разработать практические рекомендации педагогам по теме.

Повестка дня

Теоретическая часть

1. «Жестокое обращение с детьми – порочный круг насилия».

Отв. воспитатель семейного коллектива «СМиД» М.Л. Самарина

2. «Ответственность педагогов, родителей, опекунов за жестокое обращение». Отв. социальный педагог. Е.В. Отчесова

Информационно-практическая часть

3.Формы и методы работы с воспитанниками, пережившими жестокое обращение. Отв. педагоги-психологи: С.И. Папенко, Е.В. Кугукова

 

DSCN8209

«Методы эффективного взаимодействия с детьми и подростками, пострадавшим от жестокого обращения»

Дети – главный подарок для мира.

С ними чудесней земная картина.

Всё понимают, берутся за всё

Лучшее с ними людское житьё

Частенько слабы, неумелы их руки,

Но некогда думать ребятам о скуке.

В движеньях, заботах их время проходит,

Удача к усердным с годами приходит.

В детские годы мечты расцветают,

Взрослые часто об этом не знают.

Надо детишкам права объяснить,

Многому надо их обучить.

Мир станет лучше на нашей планете,

Если счастливыми будут все дети!

          Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

           Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной темой для обсуждения. Почему возникает недопонимание между родителями и детьми? Как совсем избежать неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети? Итак, как говорят наши бабушки? “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”. Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.     

          Почему же ребёнок не слушается? Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого! Но, “как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть” (Патрик О’Рури)

— Повестка дня

— Видеоролик «Не бейте детей»

Теоретическая часть

«Жестокое обращение с детьми – порочный круг насилия».

Отв. воспитатель семейного коллектива «СМиД» М.Л. Самарина

Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением.

От 3,5 до 14% всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы.

Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями.

Приблизительно в одной трети всех случаев физического насилия ребенок получает увечья.

Далеко неполные статистические денные свидетельствуют о том, что только в 1992 году органами внутренних дел в России зарегистрировано более 155 тыс. детей, которые убежали из семей, спасаясь от издевательств.

Ежегодно около 9 тыс. родителей лишаются родительских прав, поскольку дальнейшее нахождение ребенка в родной семье представляет угрозу его жизни и здоровья.

По данным органов прокуратуры, в 1991 году было совершено 3148 половых преступлений против несовершеннолетних.

Понятие и виды жестокого обращения и насилия

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:

· психологическое;

· пренебрежение основными потребностями ребенка;

· физическое;

· сексуальное.

«Ответственность педагогов, родителей, опекунов

за жестокое обращение».

Отв. социальный педагог. Е.В. Отчесова

DSCN8210

— Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.

Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей.

Важно: при нанесении ребенку телесных повреждений, допущении в отношении него развратных действий, сексуальных домогательств или полового насилия виновным лицам помимо статьи 156 вменяются также и иные преступления. Например, если в результате жестокого обращения здоровью ребенка был причинен вред средней тяжести, действия родителя (другого лица), применявшего насилие, подлежат квалификации по статьям 156 и 112 УК РФ.

В дополнение к судимости недобросовестные родители рискуют подвергнуться куда более жесткой санкции — лишению родительских прав, о чем недвусмысленно свидетельствует статья 69 Семейного кодекса РФ Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.

Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Еще одна немаловажная обязанность органов опеки — профилактика жестокого обращения с детьми. Для этого существуют специально разработанные программы и инструкции, которые содержат следующие меры:

выявление неблагополучных семей и семей с низким уровнем дохода (как правило, при сотрудничестве с полицией, в частности с участковыми уполномоченными и инспекторами ИДН);

проведение профилактических бесед с родителями, входящими в группу риска;

контроль посещения несовершеннолетними образовательных учреждений, адекватных их возрасту и развитию;

организация взаимодействия с участковыми педиатрами и представителями образовательных учреждений;

мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);

содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Этот перечень далеко не полон, основные принципы работы органов опеки — индивидуальный подход и соблюдение закона. Поэтому, если применение к ребенку насилия носило разовый характер и являлось скорее исключением, чем правилом, особых санкций не последует. Однако вероятность попадания в поле зрения и пристального внимания уполномоченных организаций все же существует.

Информационно-практическая часть

«Формы и методы работы с воспитанниками, пережившими жестокое обращение»

Отв. педагоги-психологи: С.И. Папенко, Е.В. Кугукова

DSCN8214DSCN8217

С.И. Папенко                                                             Е.В.Кугукова

Формы и методы работы с воспитанниками, пережившими жестокое обращение

Ребенок, переживший жестокое обращение, живет с этим всю жизнь. С этой фразы я бы и хотела начать сегодняшнее выступление. А если быть точнее, то с вопросов, как помочь ребенку избавиться от этого груза, и возможно ли это вообще. Сейчас мы вместе с вами ответим на эти вопросы. Для начала, мы проведем не большое упражнение, есть несколько условий: участвовать должны все и высказываться, если я попрошу, тоже должны все.

 

DSCN8215DSCN8219

 

Перед вами, расставлены игрушки от киндер – сюрприза. Возьмите, пожалуйста, каждый по одной игрушке, желательно, которая вам нравиться. Посмотрите на нее внимательно и дайте ей имя, любое. А сейчас, расскажите не большую историю про эту игрушку. Сейчас выберите вторую игрушку, которая вам нравится. Дайте ей имя, и расскажите про нее. Теперь выберите третью игрушку, и все то же самое проделайте.

Сейчас, возьмите в руки первую и вторую игрушку, и разыграйте ситуацию спора между друг другом. Хорошо, разыграли, а теперь третьей игрушкой постарайтесь их помирить, приведите какие-то доводы и аргументы. Перед тем, как я вам расскажу, зачем это было, ответьте на вопросы.

1. Понравилось ли вам?

2. С выбором, какого героя были сложности?

3. Какие эмоции вызвало это упражнение?

(отвечают на вопросы)

В психологии такая методика называется методика субличности.

Субличность – это психологический термин, обозначает элементы человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Иными словами, это социальные роли, в какой-то мере те самые маски, которые человек постоянно носит.

Несколько приемов с помощью различных методик, которые вам так же помогут в работе с детьми, пережившими жестокое обращение.

1. Арт-терапия (рисование)

— старайтесь, задавать детям задания рисовать свое будущее, свои мечты, свое любимое место — все то, что формирует положительные мысли. Можно в сравнении рисунки: добро и зло, черное и белое.

— если заметили, что дети рисуют темными цветами, уберите карандаши темного цвета и попросите нарисовать, например, зло желтым, зеленым, голубым.

2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов)

— постарайтесь вместе посмотреть семейные фильмы, фильмы про дружбу, или отрывки фильмов, где ярко показаны семейные ценности, отношение друг к другу друзей, расскажите детям, не то, что правильно, а то, как они себя ведут, не считается нормой, это плохо и именно поэтому вы их воспитываете.

3. Гештальттерапия (терапия образами)

— упражнение «Пустой стул»

Перед ребенком стоит пустой стул. На нем гипотетический человек (либо можно посадить куклу) имеющий сходные проблемы, которые есть у ребенка. Ребенку дается возможность обсудить ситуацию, поведение того гипотетического человека (ребенка).

— фантазийные игры, игра «Куст роз», способствует осознанию ребенка своих чувств. Ребенка предлагается представить себя «Кустом роз» и ответить на следующие вопросы:

Какой куст (то есть ты) сильный или слабый?

Сколько цветков: много или мало?

Сколько шипов, много или мало?

Среда, в которой растет куст, хороша для него или плоха?

Хватает ли кусту места?

Какие у него отношения с другими растениями?

Какое у него будущее?

4. Игротерапия

Игры с игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры с пластилином, игры с куклами.

5. Метод незаконченного предложения.

— больше всего мне нравиться…;

— в детском доме мне больше всего помогает…;

— я счастлив, когда…;

— я расстраиваюсь, когда…;

— больше всего я боюсь…;

— мое самое большое желание…;

— я бы хотел, чтобы мои родители…;

— когда я вырасту, я хочу…;

— братья-это…; сестры — это…;

Решение методического объединения:

1. Провести в Центре совместно с субъектами системы профилактики информационно-просветительскую работу о жестоком обращении в отношении несовершеннолетних, в том числе с разъяснением в какие органы, в каких случаях необходимо обращаться, об особенностях работы Общеобластного телефона доверия;

2. обеспечить психолого-медико-педагогическое сопровождения детей, переживших жестокое обращение с выработкой необходимых рекомендаций для педагогических работников учреждения, консультирование субъектов образовательного процесса (воспитанников, родственников, педагогов);

3. организовать в Центре работу по воспитанию у несовершеннолетних толерантности, повышению их правовой культуры, формированию навыков безопасного поведения и поведения в экстремальных ситуациях, в том числе о необходимости соблюдения несовершеннолетними мер предосторожности в общении с незнакомыми людьми в целях предупреждения совершения в отношении них преступлений.

Председатель Методического Объединения

Т.С.Орешкина.

Tags:

Comments are closed