Цель: повышение психологической компетентности педагогов в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с подростками.

Форма проведения: лекция, обмен мнениями, обсуждение.

Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, листы формата А4, слайдовая презентация, музыка для релаксации.

Ход методобъединения:

Вступительное слово.

Наверное, каждый педагог, имеющий детей, наслышан о «страшном» подростковом периоде. На самом деле, тут нет ничего страшного, просто вспомните себя такими, какими вы были в таком же возрасте.

Подростки могут быть очень сложными, и это не должно быть удивительным, учитывая все перемены переходного возраста, с которыми им приходится сталкиваться (физиологические, психологические, педагогические). Вам придется быть очень терпеливыми, чтобы справиться с ними. От вас потребуется много усилий, чтобы понять, через что приходится проходить вашему ребенку. К вашей ответственности относится наладить связь между вами и вашим ребенком.

image

Упражнение «Интервью».

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать

коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между

участниками тренинга.

Инструкция.

Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим

партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит

краткое представление своего собеседника. Главная задача – подчеркнуть его

индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди

представляют друг друга.

Доклад «Особенности подросткового возраста».(из опыта работы)

(отв. А.В. Шевелева)

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы

«Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих

отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный

вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое

предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что

вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более

всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют со взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны

взрослых. Они хотят равноправных отношений со взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – люди безответственные. Они хотят иметь все права (как

взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании;

стесняются быть «не как все».

Задание «Солнышко качеств».

Цель: развитие способности видеть в ребенке положительное, усиление

способности педагогов к пониманию и чувствованию эмоционального мира

несовершеннолетних.

Инструкция.

Педагоги каждый для себя рисуют солнце (круг с лучами). В центре

круга пишут – «наши дети». Каждый лучик — какое-то положительное

качество, присущее ребенку. В течение 5 минут каждый пишет то, что

думает. Затем ведущий делает вывод о том, что в детях следует ценить,

любить и укреплять эти положительные качества.

Анализ трудных ситуаций.

Раздаются карточки, на которых описаны сложные ситуации с детьми-

подростками; сначала возможно обсуждение в парах-тройках.

Примеры ситуаций:

Проблема 1. "Мой ребенок меня не СЛЫШИТ"

Пример: "Моя 14-летняя дочь совсем от рук отбилась: она вообще не

реагирует, когда я прошу ее что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто

меня и нет вовсе рядом. А мне уже надоело повторять: "Сколько раз тебе

говорить?!!" — все равно нет никакого ответа. "Отстань!" — и то не всегда

соизволит сказать…"

Что же делать в таких случаях, как "достучаться" до своего ребенка?

Проблема 2."Грубость, неуважение к старшим. Мой ребенок все время

раздражен"

Пример: "Сыну 13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным

мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя

взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты -он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали.

Я только и слышу: "Ага, сейчас!", "Ты мне не указывай!", "Что ты вообще

понимаешь?"".

В чем причина подобного поведения мальчика?

Как должны вести себя родители, чтобы исправить ситуацию?

Проблема 3. "Мой ребенок все время врет"

Пример: "Мой сын все время мне врет — по любому поводу, в таких

ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто

так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это

понимает. И все равно врет!»

Почему мальчик так себя ведет?

Каким образом можно отучить ребенка врать?

Проблема 4. "Постоянное стремление к власти"

Пример: "Наша 13-летняя дочь стала командовать всеми своими друзьями и

считает, что все должно быть только так, как ей хочется. Она сама решает, на

какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как

только может, даже если не все "за"; она рассказывает, с кем кому лучше

дружить или не дружить, — потому что ЕЙ не нравится. Сначала я

успокаивала себя, что это неплохо, все задатки лидера, но теперь это

переходит все границы. Вижу: если она не остановится, то из-за этой

чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей".

Причина подобного поведения девушки?

Как научить ребенка считаться с мнением других людей?

image

Подведение итогов.

— Мы рассмотрели только маленькую часть проблем, которые испытывают взрослые при общении с подростками. К обсуждению этой темы мы еще обязательно вернемся на страницах нашего сайта.

А пока нам бы хотелось, чтобы педагог, воспитывающий ребенка-

подростка, понял, что быть подростком очень тяжело. Наполненный

энергией, высвобожденной в мощнейших физиологических сдвигах,

одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий от

будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжелейшие

испытания в поисках собственных путей в новом для него мире.

Как бы тяжело вам ни было, не оставляйте его одного на этом участке

жизненного пути, станьте его "проводником". Тяжелый жизненный период

пройдет, а вашу помощь ребенок никогда не забудет. Успехов вам и нашим

детям, которые уже и не дети вовсе, но еще и не взрослые.

Рефлексия занятия «Продолжи предложение».

От работы на занятии я приобрел(а) ___________

Мне понравилось ___________

Мне не понравилось ___________

Хотели бы вы еще участвовать в подобных встречах ___________

Решение:

1. Спланировать пути взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса по работе с подростками.

2. Ввести в практику воспитательной работы с подростками рассмотренные приёмы, методы и способы педагогической поддержки с данной категорией детей.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. При работе с данной возрастной группой следует учитывать, что именно в возрасте 13-15 лет начинают происходить “сдвиги” и “бури” в физиологии и психологии человека.

Подростки — это одна из основных целевых групп профилактики ИППП и ВИЧ-инфекции, так как им свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отверженным и стремление влиться в группу сверстников.

В подростковом возрасте появляется чувство взрослости (подросток хочет быть взрослым и считает себя таковым), потому он стремится к усвоению ценностей и норм взрослых. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива, быстро впитывает и хорошее, и плохое. У подростков снижается интерес к учебной деятельности. Традиционные формы обучения не удовлетворяют их потребности. Исходя из этого, взаимоотношения с подростками целесообразно строить на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимоподдержки.

При проведении дискуссии педагогу необходимо учитывать ряд изменений происходящих с человеком в этом возрасте:

Интенсивно формируются самосознание, способности к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам.

В психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: колебания настроения без видимых причин; сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим; застенчивости и подчеркнутой развязности.

Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу.

В мышлении подростка отмечается склонности к фантазированию, вымыслам.

Пробуждается сексуальное влечение, отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического развития. Черты “детскости” сочетаются с проявлениями “взрослости”. Поэтому поведение может быть непоследовательным, возможны его нарушения.

Подросток проявляет желание освободиться от опеки взрослых, появляется утрированное стремление к самоутверждению, стремление в любой ситуации поступать по-своему. Нередки случаи, когда подросток на глазах окружающих стремиться совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать “силу воли и храбрость”.

Широкое распространение поведенческих факторов риска в подростковой среде объясняется специфической для этого возраста потребностью в “рискованных” формах поведения, которая основывается на ощущении собственной неуязвимости. В большинстве случаев у подростков не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдаленное. они не знают, что такое болезнь, и не боятся ее, так как у них доминирует чувство своей особенности, уникальности, неуязвимости и даже бессмертия. от угрозы болезни и смерти у подростка есть защитные механизмы: “Со мной никогда этого не произойдет”; “Со мной все будет по-другому, я не заболею, я сильный”; “Это случится не сегодня и не завтра”; “Есть ведь врачи, специалисты, они помогут”; “Обычно взрослые преувеличивают опасности ”; “Когда будет плохо, я что-нибудь придумаю ”…

Рассмотрим причины возникновения поведенческих факторов риска в подростковом возрасте в различных сферах взаимоотношений:

я сфера — сверстники.

Для подростка очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная “переоценка ценностей”. При этом нормы и критерии,принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых. Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни, которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). В компании сверстников подросток в полной мере удовлетворяет столь актуальные для данного возраста потребности в общении и взаимопонимании. Но, как это бывает в большинстве случаев, первые асоциальные формы поведения возникают именно под давлением сверстников.

я сфера — взрослое окружение (родственники, опекуны, педагоги, воспитатели и др.).

Самым главным новообразованием подросткового возраста является многогранное и противоречивое чувство взрослости. Считая себя взрослым, подросток протестует против мелочной опеки, контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки зрения, наказания. Формой протеста может быть непослушание, грубость, упрямство, замкнутость и т. п. Эти реакции эмансипации могут перерастать в более рискованные формы, когда взрослые, видя в подростке ребенка, “несмышленыша”, полностью игнорируют его желания, интересы и инициативу. Подросток стремиться противопоставить себя окружению, в особенности семейному. Он пытается отгородиться от взрослых с помощью вызывающей внешности, нетрадиционных суждений и т.д. Противопоставление окружению может также принимать формы рискованного поведения. Несмотря на конформность подростка, предостережения взрослых могут повлиять на принятие адекватного решения в ситуации группового давления, но гораздо чаще мнение сверстников превалирует над авторитетом взрослых.

я сфера — общество, СМИ.

Сегодня телевидение, кинематограф, интернет, “улица” предлагают вниманию подростка сцены насилия, примеры употребления ПАВ (психоактивных веществ), сексуальной распущенности и вседозволенности. Поэтому трудно переоценить роль и место этих факторов в процессе морально-нравственного формирования подростка, особенно учитывая, что для данного возраста свойственна низкая критичность воспринимаемой информации.

Культурные особенности — основные условия здорового образа жизни, они определяют общий уровень материально-духовного благополучия какой-либо группы населения.

Сексуальное поведение в подростковом возрасте

Подростковый период — это время экспериментов, когда интенсивность сексуального поведения возрастает. У девочек половое созревание происходит раньше, что во многом определяет их отношение к мальчикам- сверстникам. Вместе с тем эротические чувства у девочек появляются позже и носят несколько иной характер, чем у мальчиков. Эротическому чувству у девочки-подростка часто предшествует потребность в психологической близости с мальчиком, обычно старше ее по возрасту. Половое созревание активно влияет на формирование личности и поведение подростка. Сначала мальчика (или девочку) волнуют сроки появления вторичных половых признаков. Сознание того, что “у меня не так, как у всех”, очень часто сопровождается чувством тревоги, эмоциональной напряженности. У мальчиков половое созревание наступает позже, но протекает более бурно. На определенной фазе полового созревания мальчики отличаются гиперсексуальностью, которая, в свою очередь, сопровождается повышенной половой возбудимостью, ростом эротических интересов и фантазий.

Сексуальные мотивации подростков

Как известно, проявление сексуальности невозможно без мотивации. Мотивации могут быть отрефлексированными, осознанными, пропущенными через интеллект, а могут быть и чисто инстинктивного свойства.

Список использованной литературы

1. Байярд, Роберт Т.Ваш беспокойный подросток [Текст] : практическое руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд ; [пер. с англ. А. Б. Орлова]. — Изд. 7-е. — Москва : Парадигма : Акад. проект, 2013. — 206, [1] с

2. Латта, Найджел.Пока ваш подросток не свел вас с ума [Текст] / Найджел Латта ; [пер. с англ. М. М. Яблокова]. — Москва : РИПОЛ классик, 2013. — 347, [4] с.

Tags:

Comments are closed