Работа коллектива детского дома «Гармония» на 2009-2010 г. представляет собой педагогическую систему, состоящей из множества взаимосвязанных структурных компонентов, функционирующих в целостном педагогическом процессе, объединенных единой образовательной целью развития личности.

Педагогическая система ОГОУ «Детский дом «Гармония» строится на идеях личностно-ориентированной педагогики, гуманистической психологии и направлена на формирование социальной адаптированной личности воспитанника детского дома и воспитания у него позитивного образа семьи.

Современные требования к образовательному процессу предполагают внедрение в него современных технологий, направленных на повышение уровня социальной готовности воспитанников.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция реформирования системы интернатных учреждений Иркутской области позволяют выйти детским домам и школам-интернатам на новый этап развития, определить основные задачи успешной социализации воспитанников, создать условия для их решения.

Основные направления реформирования стали для администрации учреждения исходной позицией в обучении и воспитании детей. Наше учреждение стало участником пилотного проекта Областного центра психолого-медикосоциального сопровождения, как центр подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в семье.

Программа пилотного проекта «Путь к успеху» дополняет систему учебно-воспитательной работы учреждения на основе компетентного подхода. Она является логическим продолжением деятельности специалистов учреждений по организации образовательного процесса и помогает воспитанникам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Данная программа поможет сформировать у выпускников ключевые компетенции: умения принимать самостоятельные решения, работать в команде, адаптироваться в социальной и профессиональной среде, принимать адекватные сложившейся ситуации решения и планировать свое будущее.

Миссия ОГОУ «Детский дом «Гармония»

«Образовательное учреждение, способствующее обучению, воспитанию, оздоровлению и повышению уровня социальной готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающее работу биржи труда и деятельность детской организации «Радуга».

Администрация детского дома «Гармония» создает условия, для полноценного развития, жизненного и профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции воспитанников.

В 2008 году получена лицензия №055821 от 21.01.2008 со сроком действия до 2013 года. Получены свидетельства о государственной регистрации права от 04.10.2006 на 13 объектов недвижимости. Проведена регистрация права на земельные участки, межевание участков. Обновлены технические паспорта на все объекты недвижимости.

 В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в период с 15-19 декабря 2008 года была проведена аккредитационная экспертиза учреждения. Приказом Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №0198-спр от 13.02.2009 года учреждение признано прошедшим государственную аккредитацию и аккредитовано сроком на пять лет с установлением государственного статуса по типу – образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виду – детский дом.

Коллектив детского дома осуществляет освоение образовательных аккредитованных программ.

Основная общеобразовательная программа:программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой;

    основные специализированные программы:

    коррекционные программы для детей с нарушением речи;

    дополнительные программы:

    физкультурно-спортивная;

    художественно-эстетическая;

    эколого-валеологическая.

Коллектив детского дома осуществляет освоение образовательных программ, проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, способствующих адаптации воспитанников к жизни в обществе, социальной защите и разностороннему развитию личности. Организация образовательного процесса в учреждении строится с учетом психофизиологических особенностей детей, на принципах индивидуализации и дифференциации.

Фундаментом учреждения является нормативно-правовой, финансово-экономический, материально-технический, программно-методический, образовательный, мотивационный и управленческий блоки деятельности.

Обновление процесса воспитания осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта, внедрения в практику психолого-педагогических инноваций.

Приоритетными направлениями работы педагогического коллектива являются:

 переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с современными подходами и спецификой работы детского дома;

    усиление личностной направленности образовательного процесса;

    обновление содержания обучения и воспитания, путем внедрения современных технологий;

    эффективность деятельности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников;

    совершенствование системы работы детского дома, направленной на повышение уровня социальной готовности воспитанников;

    семейное жизнеустройство воспитанников;

    укрепление ресурсной базы для обеспечения эффективного развития учреждения.

 Цель: создание образовательного пространства для формирования социальной готовности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Коллектив решает следующие задачи:

    социально- правовая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их социальная адаптация и реабилитация;

    совершенствование системы гражданского воспитания. Эффективная реализация воспитательных программ, проектов, элективных курсов, направленных на формирование социальной готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    повышение уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности, стимулирование лучших педагогов за высокое педагогическое мастерство;

    сохранение и укрепление здоровья, обучение членов коллектива и воспитанников способам психопрофилактики эмоционального напряжения;

    улучшение условий формирования социальной компетентности старшеклассников, устойчивой мотивации к общественно-значимым видам деятельности;

    совершенствование деятельности подростковой биржи труда;

    предоставление возможности формирования позитивных жизненных установок воспитанников через патронатное воспитание;

    сплочение коллектива, формирование детского самоуправления через деятельность детской организации « Радуга»;

    расширение сферы дополнительного образования воспитанников, поддержка одаренных детей;

    расширение социального партнерства и сотрудничества. Обеспечение преемственности в деятельности различных учреждений образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;

    продолжение работы по дальнейшему укреплению материально- технической базы учреждения.

С 2004 года педагогический коллектив работал по проблеме:

«Развитие нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению».

В 2009- 2010 учебном году методическая тема:

 «Становление социальной компетентности детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Формирование комплексной социальной компетентности является важнейшей составной частью работы всего педагогического коллектива.

Каждая семейно-воспитательная группа определилась в направлении социально-значимого вида деятельности. Используя разнообразные формы работы по выбранному виду деятельности: практические и теоретические занятия, экскурсии, профконсультации, профпросвещение, наглядная агитация, направленная на формирование профкомпетентности, позволяют обеспечить включение ребенка в различные виды практической деятельности.

Чтобы повысить уровень социальной готовности воспитанников коллектив стремится создать условия для формирования ключевых компетенций как педагогов, так и воспитанников детского дома.

Ведущая цель работы коллектива — это становление социальной компетентной личности выпускника, характеризующееся его направленностью на позитивное саморазвитие, осознанностью профессионального самоопределения на основе предельно развитой познавательной мотивации, способностью к активной позитивной самореализации в интересах своей личности, общества и государства.

Степень достижения этой цели определяется через показатели, отслеживание которых выявляет степень успешности образовательной деятельности.

С сентября 2009 года на базе нашего учреждения будет работать областная экспериментальная площадка. Тема — «Подготовка детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в обществе».

Образовательная (воспитательная) работа с воспитанниками строится на основе программ федерального уровня, «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой, Всероссийская программа «Я — гражданин России», Программа «Профилактика девиантного поведения подростков», Программа эмоционального развития «Все цвета, кроме черного».

В учреждении создана сеть кружков, секций, студий позволяющих реализовать интересы и потребности каждого воспитанника.

Реализуются программы образовательных учреждений.

Комплексная программа физического воспитания.

Учащихся 1-11 классов.

Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич.

Программы дополнительного художественного образования детей.

Авторы: Т.А. Копцева, Н.В. Гросул, а также программы, которые дополняют программы, разработанные руководителями кружков, секций, студий:

Программа театральной студии «Шик» (автор Шарыпова Л.А.)

Программа музыкальной студии «Креатив» (автор Ружанская С.В.) и т.д.

 Программа муниципальной экспериментальной площадки «Влияние подростковой биржи труда на социальную готовность детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В этом году будет обобщен опыт работы эксперимента и опубликован в печати.

Программа воспитания «Я — гражданин России» представляет системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, направлена на создание условий для его самопознания и самовоспитания. В этом году реализация поставленных задач будет осуществляться по следующим месячникам:

 сентябрь — «Безопасности движения»;

    октябрь – «Спешите делать добро»;

    ноябрь – «Его величество- театр»;

    декабрь – «Зимний калейдоскоп»;

    январь – «Народные традиции»;

    февраль – «Связь поколений»;

    март – «Хочу все знать»;

    апрель – «Земля наш дом»;

    май – «Память сердца».

 Также на уровне учреждения разработаны восемнадцать программ (авторские методические разработки), которые представляют основательное и очень важное дополнение в содержательной стороне деятельности педагогического коллектива детского дома и позволяют решать актуальные проблемы, стоящие перед ним.

 Инновационный компонент образовательного учреждения

(программы, проекты, элективные курсы)

 Программа детской организации «Радуга» (автор Шарыпова Л.А).

Программа «Психологическое здоровье воспитанников и педагогов в условиях детского дома» (авторы Серебренникова Н.Б., Папенко С.И.).

Программа «Формирование эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков детей в условиях детского дома.

«Под одним солнцем» (автор Семенова М.С.).

Программа психологического клуба «Девочка, девушка, женщина» (автор Серебренникова Н.В.).

Программа элективного курса по формированию навыков здорового образа жизни «Дорога в будущее» (авторы Шевелева АВ., Шарыпова А.Б.).

Программа работы по профессиональному самоопределению воспитанников детского дома «След на земле» (авторы Отчесова Е.В., Середкина Т.А., Шлапак В.А., Веселова В.Н.)

Программа обучения детей дошкольного возраста «Это – мой мир» (автор Сутупова О.И, Волошина В.В.).

Эколого-биологическая программа «В мире животных» (автор Кравец Н.П.).

Программа духовно- нравственного воспитания «К истокам добра» (автор Валявская Л.В).

Программа школы «Лидер» (автор Папенко С.И.).

Программа клуба юного журналиста «Тинейджер» (авторы Кобелева О.А., Романова Т.В.).

Программа школы увлекательного чтения «Книга открывает мир» (автор Комарова Н.В.).

Элективный курс «Мы идем по следам героев, чтобы мир помнил их имена» (авторы Неклюдова А.В., Орешкина Т.С.).

Программа духовно-нравственного воспитания «Возвращение к истокам» (автор Степанова Р.Л.).

Программа «Приемные родители» (автор Хабирова Л.И.).

Проект «Развитие творческого потенциала» (автор Воронина Т.В.).

Проект «Кожная пластика» (автор Дмитриенко А.В.).

Названные программы имеют рецензии ведущих специалистов ИПКРО и четыре из них утверждены на экспертном совете и внесены в областной банк данных педагогических авторских разработок. Остальные программы готовятся к утверждению. Каждая из названных программ содержит интересные авторские материалы, имеет свою адресность, учитывает особенности и сложности воспитательной работы в условиях детского дома. Так, программа «Радуга» направлена на формирование самоуправления детского коллектива учреждения. В рамках данной программы определены различные направления деятельности детской организации, выделены ее основные принципы и показаны технологии работы.

Детский совет организует конкурс «Лучшая семья года».

Решение детского совета доводит до сведения семейного коллектива глава семьи.

Возглавляет работу детского совета — председатель, выбранный детским коллективом большинством голосов. Выборы проводятся в форме деловой игры.

Детский совет осуществляет свою работу через следующие объединения:

 объединение «Знание» организует конкурс в номинации «Умники и умницы»;

    объединение «Досуг» организует конкурс в номинациях «В мире фантазии и творчества» и «В мире театра и музыки»;

    объединение «Здоровье» организует конкурс в номинациях «Здоровый образ жизни» и «Чистюли»;

    объединение «Спорт» организует конкурс в номинации «Самый спортивный коллектив»;

    объединение «Труд» организует конкурс в номинации «Трудолюбы».

 У каждого объединения есть свой руководитель из числа детей, выбранный общим голосованием. Работу каждого объединения курирует ответственный педагог из числа специалистов.

Детский совет — полноправный орган самоуправления, который ведет активную работу по организации жизни детей в детском доме и за его пределами при непосредственном участии взрослых.

На данном этапе развития учреждения стоит задача создания общей системы мониторинга учреждения. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса носит непрерывный характер и вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической действительности. И необходимым условием успеха в инновационной работе является консолидация действий всех работников учреждения.

Tags:

Comments are closed