Программа обучения приемных родителей и воспитателей

Актуальность программы

Изменение общей ситуации в развитии системы образования, переход на новую Национальную доктрину образования в сочетании с действием ряда экономических и политических факторов требуют решения ряда проблем в отношении воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большой проблемой современного общества остается сохранение высокого процента детей, заботу о которых вынуждено брать на себя государство.

В настоящее время деинституционализация является одним из основных направлений государственной социальной политики. Это существенное сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, упразднение системы, основой которой являются крупные детские учреждения, развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Только в семье возможна успешная социальная адаптация, которая предполагает усвоение индивидом социально одобряемых норм, ценностей, социальных ролей, а также нахождение человеком своего места в социуме в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями.

Самым важным здесь является обеспечение ребенка замещающей заботой высокого уровня с учетом его индивидуальных потребностей.

В нашей стране приоритет в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, отдается кровным родственникам. Если же их нет или они не могут взять на себя обязанности по уходу за таким ребенком, он может быть передан на воспитание замещающей семье. Это может быть семья усыновителей, опекунов, приемная семья. Со стороны государства постепенно налаживается система поддержки таким семьям, подчеркивается приоритетность их формирования.

Зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями, в процентном отношении увеличилось количество детей, принятых в замещающую семью.

При этом наблюдается и рост отказов от усыновленных и опекаемых детей, что говорит о недостаточном уровне готовности приемных родителей нести ответственность за воспитание и развитие личности ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Имеется насущная необходимость содействия потенциальным приемным родителям в процессе формирования их замещающей семьи.

Такое содействие может быть оказано на основе реализации специально разработанной программы подготовки потенциальных приемных (замещающих) родителей. Данная программа поможет обеспечить повышение уровня социально-психологической готовности данной категории людей к жизнедеятельности в условиях замещающей семьи. А это, в свою очередь, снизит количество отказов от принятых в такие семьи детей и позволит избежать значительного количества проблем, обычно возникающих в приемных семьях.

Программа подготовки замещающих родителей рассчитана на 32 часа и включает 8 занятий. Занятия проводятся педагогами-психологами (4 занятия) и социальными педагогами (4 занятия) с привлечением специалистов Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области г. Черемхово и Черемховскому району.

За основу взята программа подготовки Международной организации помощи семье и детям («Бакнер»).

Целью программы является: подготовка граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи.

Задачи программы:

1. Информировать о законодательстве по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о правах и обязанностях приемных родителей.

2. Сформировать представление об этапах предстоящей работы, начиная с устройства и заканчивая выпуском, о том, с кем и как будут взаимодействовать кандидаты в замещающие родители в процессе работы.

3. Сформировать понимание, какие дети будут воспитанниками замещающей семьи, из каких они биологических семей, какие проблемы развития и поведения могут быть у воспитанника.

4. Помочь стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей.

5. Создать условия для развития большей уверенности в себе, в роли замещающего родителя.

6. Стимулировать к совместной работе и совместному решению возникающих проблем.

7. Развивать необходимые социокультурные, правовые, валеологические, досуговые, правовые ориентации и навыки.

Программа предусматривает следующие формы работы: ролевые игры, практические упражнения, групповые дискуссии, обсуждение реальных ситуаций, задания для самостоятельной работы.

Кандидаты имеют возможность выразить свое мнение и позицию по обсуждаемым проблемам.

Семьям предлагается оценить свои возможности и потребности в поддержке по направлениям:

— содействие ребенку в развитии, личностном и профессиональном самоопределении;

— создание условий, близких к семейным, к будущей самостоятельной жизни, направленных на формирование и реализацию индивидуальных жизненных планов подростка, приобретение опыта конкретной профессиональной деятельности;

— организация продуктивного эмоционального общения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Ответственный за проведение занятия

1

Вводное

Социальный педагог

2

Внешние и внутренние структурные изменения замещающей семьи

Социальный педагог

3

Психологическое воздействия помещения ребенка в замещающую семью.

Педагог-психолог

4

Решение кризисных ситуаций.

Педагог-психолог

5

Обучение позитивным моделям поведения

Педагог-психолог

6

Логические и дисциплинарные воздействия

Социальный педагог

7

Общение

Педагог-психолог

8

Нормативно-правовая база

Социальный педагог

Литература

1. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007.

2. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.

3. Рындина Е.Н., Семья Г.В., Коновалова А.П., Зуева Н.Л. Реинтеграция воспитанника детского дома в кровную семью. – М. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008.

Приложение 1

Краткое содержание занятий

Занятие № 1 (социальный педагог)

Вводное

Цели:

— познакомится с причинами сиротства;

— получить представление о формах жизнеустройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оценить личные мотивы приема ребенка в свою семью;

— получить представление о том, какое воздействие оказывает помещение ребенка в замещающую семью, как на ребенка, так и на саму семью;

— получить представление о «степенях комфорта» для приемного ребенка в замещающей семье;

— понять основные аспекты приспособления ребенка к замещающей семье и возможные изменения поведения в связи с этим.

Практические задания:

— участие в групповой дискуссии;

— участие в двух упражнениях.

План занятия:

1. Знакомство. Разогрев.

2. Постановка целей обучения.

3. Обсуждение и принятие правил работы группы.

4. Причины сиротства.

4. Формы жизнеустройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. мотивация замещающих воспитателей. Цели и ожидаемые результаты.

6. Возможные последствия помещения ребенка в замещающую семью:

— проблемы, связанные с жестоким обращением с ребенком, пренебрежением родительскими обязанностями;

— проблемы, связанные с воспитанием в детском доме;

— упражнение «Зона комфорта» (упражнение на определение зоны личной безопасности);

— упражнение «Портрет семьи».

7. Заключение. Домашнее задание: нарисовать портрет своей семьи.

8. Подведение итогов занятия.

Занятие № 2 (социальный педагог)

Внешние и внутренние структурные изменения замещающей семьи

Цели:

— понять воздействие размещения ребенка на членов замещающей семьи;

— понять воздействие размещения ребенка на социальные институты, с которыми взаимодействует семья: дальние родственники, соседи, общественное окружение, коллеги по работе;

— научиться создавать и оценивать сеть семейной поддержки;

— ознакомится с концепцией семейной реабилитации (концепции воздействия семьи на ребенка);

— понять значение этапов адаптации ребенка в замещающей семье: начальный адаптационный период («медовый месяц»), период регресса, период прогресса;

— понять сущность всех аспектов, составляющих план воздействия (план индивидуального развития): физически, психологический, социальный, образовательный, поведенческий, досуговый;

— научиться оценивать состояние приемного ребенка до и после помещения его в семью.

Практические задания:

— участие в групповой дискуссии (представить возможные влияния помещения приемного ребенка в их семью на членов семьи, родственников и прочие социальные институты и порассуждать об этом);

— ролевые игры для оценки влияния помещения ребенка в замещающую семью на социальные институты в которые семья вовлечена: дальние родственники, соседи, общественное окружение, коллеги по работе;

— выполнение упражнения «Эко-карта» (по созданию сети семейной поддержки);

— участие в групповых упражнениях по планированию воздействия семьи на ребенка (план индивидуального развития).

План занятия

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Разогрев.

3. Влияние помещения приемного ребенка в замещающую семью на саму семью:

– на отношение с кровными детьми;

— на отношения с родственниками;

— на отношения с соседями;

— на отношения с общественностью.

4. Система поддержки замещающей семьи. Оценка системы поддержки.

5. Примеры из практического опыта замещающих семей.

6. Индивидуальный план действий (план индивидуального развития ребенка). Упражнение «План работы».

7. Заключение. Домашнее задание: составить свою эко-карту.

8. Подведение итогов занятия.

Занятие № 3 (педагог-психолог)

Психологическое воздействия помещения ребенка в замещающую семью.

Цели:

— осознать психологическое воздействия помещения ребенка в замещающую семью на самого ребенка;

— узнать, как обеспечить эмоциональную поддержку ребенку в замещающей семье, как управлять его чувствами и эмоциями;

— познакомится с возможными проявлениями вызывающего поведения и способами реагирования на них;

— научится понимать:

— противоречия в чувствах, которые приемные дети испытывают к из биологическим родителям, и которые испытывают к новым родителям.

— двойственные чувства, которые приемные дети испытывают к своим прежним родителям.

— чувства замешательства, потерянности, связанные с противоречиями в родственных чувствах и чувствам самозащиты.

— чувства защищенности, которое дают приемным детям замещающие родители.

— понять защитные механизмы поведения ребенка (фантазии и чувства отрицания перенесенного насилия или отвержения);

— рассмотреть приемлемые и неприемлемые чувства родства и сближения ребенка с замещающей семьей.

Практические задания:

— участие в групповой дискуссии;

— участие в упражнении «Управляемая фантазия»

План занятия

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Влияние пережитых ребенком горя и разлуки на его восприятие жизни.

Собственный опыт горя и потерь.

Упражнение «Управляемая фантазия»

стадии горя:

— шок, замешательство, отрицание;

— гнев, вызывающее поведение, выход агрессии;

— отчаяние и беспомощность;

— принятие своего положении;

— реабилитация, аспекты развития.

3. Конфликты и привязанности.

3.1. Налаживание отношений с ребенком.

3.2. Противоречивость чувств, капризность, фантазирование.

3.3. Гнев, замешательство, смятение, принятие своего положения.

4. Помещение ребенка в замещающую семью.

4.1. Подготовка дома к приходу ребенка.

4.2. Правила, обязанности, нарушения, последствия, поощрения.

5. Уход ребенка из замещающей семьи.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие № 4 (педагог-психолог)

Решение кризисных ситуаций.

Цели:

— понять основные действия при управлении кризисной ситуацией;

— научиться правильно оценивать опасность самоубийства у приемных детей;

— научиться принимать меры предосторожности в отношении самоубийств;
— научится правильно реагировать на вспышки раздражения, истерики у приемных детей;

— понять, как важно научить детей решать свои проблемы мирным путем;

— научиться правильно реагировать на побеги;

— научиться правильно реагировать на правонарушения и проступки (уголовно наказуемые);

— понять потенциальные возможности агрессивного поведения у приемных детей;

Практические задания:

— участие в групповой дискуссии;

— групповое упражнение по оценки риска.

План занятия

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Дети в стрессовых ситуациях:

— нормальная реакция на стресс;

— адаптация детей к стрессу;

— как дети снимают стресс: агрессия, сексуально активное поведение, побеги, нервные срывы и истерики, суицид и членовредительство.

3. Попытки самоубийства:

— изучение факторов риска, групповое упражнение по оценке риска;

— форма сообщения;

— превентивные меры по суициду: договорные меры (составление контракта), меры предосторожности.

4. Агрессия и вызывающее поведение: как справляться с вызывающим поведением ребенка, как справляться с агрессивным поведением ребенка, стадии нервного срыва (вспышек раздражения у детей).

5. Домашнее задание: рассказ об инциденте.

6. Подведение итогов занятия.

Занятие № 5 (педагог-психолог)

Обучение позитивным моделям поведения

Цели:

— научиться понимать происхождение и причины проблемного поведения;

— научиться понимать физиологическую реакцию ребенка на повторяющиеся травмирующие и стрессовые ситуации;

— научиться распознавать проблемное поведение;

— оценить значение отрицания детьми их плохого поведения для распознавания замещающими родителями проблем в поведении приемных детей;

— научиться ставить цель по улучшению поведения;

— научиться выбирать новое поведение вместо старого;

— овладеть навыками обучения новому поведению;

— научиться определять побудительные мотивы и стимулы;

— понять потребность ребенка в достижении успеха, важность его достижения;

— научиться методам позитивного соглашения для улучшения поведения;

— научиться использовать похвалу для поощрения хорошего поведения.

Практические задания:

— участие в групповых обсуждениях;

— выполнение задания по заключению позитивных соглашений, включая диагностику, распознавание проблемного поведения, выбор нового поведения, стимулов и мотивации, заключение соглашения.

План занятия

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Введение в воспитательно-восстановительную систему замещающей семьи:

— Потребности детей и как они удовлетворяются в семье.

— Модель воспитательно-восстановительной работы с ребенком.

— Настрой на успех.

— Все дети хотят добиться успеха.

— Работа замещающих родителей по трем направлениям:

— обучение новой системе ценностей;

— обучение новым моделям поведения;

— методы обучения.

3. Развитие проблем поведения:

— плохое поведение как замкнутый круг;

— плохое поведение как приобретенные навыки и средства выживания.

4. Определение проблем поведения:

— распознавание проблемного поведения;

— отрицание родителями-воспитателями наличия проблем.

5. Постановка целей для исправления поведения:

— пути к успеху;

— своевременность;

— выбор новых поведенческих навыков;

— обучение новым поведенческим навыкам.

6. Поддержка и закрепление позитивных моделей поведения:

— похвала и точные разъяснения;

— поиск стимулов;

— осторожное использование стимулов;

— виды стимулов.

7. Соглашение (контракт) как позитивный метод воспитания:

— индивидуальный контракт;

— групповые соглашения.

8. Домашнее задание: выбрать проблему в поведении и описать систему работы с ней.

9. Подведение итогов занятия.

Занятие № 6 (социальный педагог)

Логические и дисциплинарные воздействия

Цели:

— понять проблему контроля импульсивных действий детей;

— осознать влияние отрицательных стереотипов поведения на способность детей решать свои проблемы;

— понять важность выработки внутреннего самоконтроля у детей;

— оценить роль дисциплины в развитии внутреннего самоконтроля;

— понять необходимость составления семейных правил и установления семейных ценностей;

— узнать, при каком способе реагирования на ситуацию требования и желания останутся без ответа (неэффективные реакции);

— ознакомиться с недостатками наказания как метода воспитания;

— понять, как стиль поведения родителей влияет на воспитание и дисциплину в семье;

— узнать, как предоставлять ребенку возможность выбора и использовать логические и дисциплинарные воздействия;

— понять значение тайм-аута.

Практические задания:

— участие в групповом обсуждении;

— выполнение упражнения по составлению семейных правил;

— выполнение упражнений по применению логических и дисциплинарных воздействий.

План занятия

1.Обсуждение домашнего задания.

2.Место ребенка в семье:

— в благополучных семьях все на своих местах;

— право на неудачу;

— приемные дети должны понять, какова их роль в жизни семьи;

— приемным детям нужна опора;

— приемные дети должны учиться жить в семье;

— включение в процесс образования;

— вместе учимся сотрудничать;

— средства и возможности.

3. Структура семьи. Семейные порядки и традиции.

— Выполнение домашней работы по очереди.

— Что можно и что нельзя.

— Распорядок дня.

4. Дисциплина в замещающей семье:

— вполне возможно, что дети будут плохо себя вести;

— предупредительные меры;

— дисциплина как обучение;

— методы дисциплины;

— логичность и последовательность дисциплинарного воздействия;

— семейные правила.

5. Дополнительные цели дисциплины:

— цените детей;

— уважайте побуждения;

— дисциплина должна учить больше, чем наказание;

— развивайте контроль над импульсами;

— вырабатывайте навык решения проблем.

6. Наиболее распространенные проблемы и способы их решения:

— ложь;

— воровство.

7. Логические и дисциплинарные последствия поведения ребенка:

— принципы естественных и логичных последствий;

— примеры логичных и нелогичных последствий;

— расширенные последствия;

— убедительная аргументация.

8.Основные направления последствий:

— исправление содеянного;

— компенсация, возмещение;

— предоставление альтернативы;

— чем больше альтернатив, тем лучше;

— контролируйте выбор альтернатив;

— дополнительные воздействия;

— упражнения в выборе альтернатив поведения.

9. Правильное использование одиночества (тайм-аутов):

— тайм-аут для того, чтобы остыть и успокоиться;

— тайм-аут для решения проблем;

— тайм-аут как воздействие.

10. Споры.

11. Дисциплинарный процесс.

12. Домашнее задание. Придумайте свои примеры логичных и нелогичных последствий поведения ребенка.

13. Подведение итогов занятия.

Занятие 7 (педагог-психолог)

Общение

Цели:

-понять роль доброжелательной атмосферы:

— При похвале, реакции на воспитательные меры и разрешении проблем;

— в установлении близости и уважения во взаимоотношениях.

— в установлении доверительных отношений.

— в самоутверждении ребенка.

— в признании независимости и уважении межличностных границ.

— для облегчения раскрытия ребенком историй о жестоком обращении с ним.

— научиться различать эффективное и неэффективное реагирование;

— освоить навыки эффективного общения;

— научиться способам доброжелательного общения;

— научиться противостоять ребенку;

— освоить способы активного восприятия информации;

— освоить технику «я – сообщений»;

— освоить приемы доброжелательного общения.

Практические задания:

— участие в групповом обсуждении;

— упражнения в усвоении навыков эффективного общения;

— упражнения в усвоении навыков общения, способствующих к созданию доброжелательной атмосферы.

План занятия

1. Разогрев или групповая разминка (упражнение по выражению одобрения).

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Общение и дисциплина в семье. Обучение навыкам эффективного общения:

— эффективно доносить информацию до собеседника;

— эффективно воспринимать информацию;

— построения взаимоотношений;

— ясного формулирования высказываний;

— использования методики «Заезженной пластинки»;

— ясного обоснования выбора;

— формулирования не осуждающих высказываний без обвинений и стыда.

4. Общение и построение взаимоотношений. Обучение навыкам общения, способствующих созданию доброжелательной атмосферы:

— установления доверительных отношений;

— эффективного слушания;

— использование средств невербального общения;

— эффективной похвалы;

— использования вопросов не предполагающих однозначного ответа;

— воспроизведения содержания;

— воспроизведения ощущений.

5. Подведение итогов занятий.

Занятие 8 (социальный педагог)

Нормативно-правовая база

Цели:

— познакомиться с нормативно-правовой базой;

— изучить права и обязанности замещающего родителя;

— рассмотреть денежные выплаты и пособия на приемного ребенка, процедуру их получения;

— рассмотреть особенности работы с кровными родителями.

Практические задания:

— участие в групповой дискуссии.

План занятия:

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Основные нормативные документы, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Права и обязанности замещающего родителя.

4. Денежные выплаты.

Размер денежных выплат и пособий.

Процедура получения.

5. Особенности работы с кровными родителями.

6. Подведение итогов обучения замещающих родителей.

Автор – составитель

заместитель директора

по воспитательной работе

Хабирова Л.И.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.

  • Кол-во посещений:_