Методическое объединение на тему: «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации несовершеннолетних»

19 апреля 2016 года состоялось очередное занятие Методобъединения ЦПД “Гармония” под руководством его председателя Т.С.Орешкиной. На нем присутствовали все педагоги и воспитатели, заместители директора и директор Г.В.Папанова. Очень интересно прошло это занятие. Это видно из его повестки и выступлений педагогов.

IMG_2228IMG_2226

Цель: проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности несовершеннолетних.

Задачи:
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха несовершеннолетних в досуговой деятельности.

2. Создать банк данных по проблеме.
3. Пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме.
4. Развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества.

Повестка методобъединения:

1. Методы организации ситуации успеха. Отв. воспитатель семейного коллектива «Бриз» О.В. Сетун

2. Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха в досуговой деятельности. Отв. педагог дополнительного образования

Е.Р. Егорова

3. Приемы создания ситуации успеха. Отв. педагог-психолог С.И. Папенко.

4. Ситуация успеха, как средство формирования социально значимых качеств личности :

— программа «Уберечь себя» Отв. педагог-организатор А.В. Неклюдова

— программа по валеологии Отв. руководитель трудового воспитания

Ю.Л. Белоголова

«Успех ребенку создает педагог, который сам переживает радость успеха»

отв. Отв. воспитатель семейного коллектива «Вертикаль» М.С. Семенова

Ход методобъединения

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь педагога, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи педагога… радость успеха может померкнуть»

В. А. Сухомлинский

За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в дальнейшей деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что она предназначена для ребенка. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для воспитанника, наступит такой момент, когда они будут стараться создать ситуацию успеха для своего педагога.

Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха, ведь успех в жизни – один из источников внутренних сил воспитанника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации несовершеннолетнего.

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  Мы должны  создать такие условия, в  которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение;  мы  должны  помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой    деятельности. Виктор Федорович Шаталов (народный учитель и новатор) утверждал, что для того, чтобы работа с детьми была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? На эти вопросы мы и должны ответить .

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

И перед тем как мы узнаем, что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха. Мы просмотрим короткий видеоролик Ник Вучич.

Методы и приемы организации ситуации успеха.

Отв. воспитатель семейного коллектива «Бриз» О.В. СетунIMG_2229

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого). Радость возникает, если есть — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности воспитателя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности. Всякий ли успех можно считать успехом? Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей. Ситуация – это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что человек способен организовать; переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда посторонних. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не может докопаться до его источника, не всегда адекватно оценивает. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.

Банк ситуаций успеха

1. Условия создания ситуации успеха

· Доброжелательность окружающих.

· Снятие страха

· Скрытая инструкция.

· Авансирование.

· Персональная исключительность

· Педагогическое внушение

· Оценка продукта деятельности ребенка. Приемы создания ситуаций успеха

· Эмоциональные поглаживания.

· Прием «Даю шанс».

· Прием «следуй за нами».

· Прием «Заражение».

· Прием «Отсроченной отметки

· Прием «Эврика».

· Прием «Интеллектуальная инверсия»

2. Действия воспитателя, обеспечивающие ситуацию успеха:

· Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юморапри общении.

· Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам.

· Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.

· Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»

· Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы даёте воспитаннику.

· Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали.

· Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.

· Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе, не применяйте угрозы.

· Помните, что вы, как педагог, формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу.

Положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха в досуговой деятельности.

Отв. педагог дополнительного образования Е.Р. Егорова

IMG_2232

Вся наша жизнь, интересная, наполненная делами, открытиями, встречами. Не было дня, чтобы в Центре стояла тишина. Будничные дни – собрания, репетиции, тематические и танцевальные вечера.Но как организовать досуговую деятельность, чтобы полнее реализовывались интересы детей. Существует несколько методов создания ситуации успеха в досуговой деятельности. Предлагаю вам посмотреть основные типы ситуации успеха. Они также направлены на укрепление веры человека в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Уместно вспомнить классический эксперимент американских психологов. Они измерили с помощью тестов уровень интеллекта у учеников одного класса, а потом сжульничали, объявив, что лучший результат показал один из слабых учащихся. Через несколько месяцев этот ученик существенно улучшил свою успеваемость, чего с ним раньше никогда не было. Конечно, трудно “тиражировать” данный прием в нашем Центре, но как пример создания ситуации успеха он весьма поучителен.
Существует несколько педагогически принципов, используемых в работе педагогами
Ребёнок — субъект собственной жизни.

Каждый ребёнок талантлив.
Принцип индивидуализации воспитания.
Ситуация успеха" — не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

РОСКОШЬ ПООЩРЕНИЯ

В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны .

ПОХВАЛА

Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогический вклад.

Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться медвежьей услугой или быть непедагогичной. Попробуем назвать основные из них.

Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.

В этой ситуации важно соблюдать меру: перехвалить ребёнка также плохо, как не дохвалить. 

СОРЕВНОВАНИЕ

Очень мало пока используется в нашем Центре такое средство стимулирования как организация соревнования несовершеннолетних.

Стремление к соревнованию совершенно органично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее. Каждый человек всю жизнь старается не отстать, а по возможности и опередить людей своего поколения и близкой судьбы. Прежде всего от своих сверстников, ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи.

Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Люди буквально не могут жить без того, чтобы хоть в чем-нибудь не чувствовать себя лучше других. Чисто теоретически соревновательность бесспорно является эффективным стимулом к улучшению деятельности несовершеннолетних.

Но и здесь есть свои недостатки. Иногда стремление стать первым любой ценой ухудшают взаимоотношения в детском коллективе. Если в течении длительного времени побеждает один и тот же, то у других ребят пропадает интерес и они становятся пассивными зрителями. Участие в некоторых соревнованиях приводят к пропускам занятий учащимися, что приводит к снижению качества знания.
Нужно воспитывать детей так, чтобы это были САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Приемы создания ситуации успеха.

Отв. педагог-психолог С.И. Папенко.

IMG_2240IMG_2244IMG_2245

1.Эмоциональные поглаживания

Педагог делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи

+ корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика

благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей

2.Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

3.Прием «Следуй за нами»

Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

4.Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко взлетел!»

5.Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Формула управления процессом зарождения общей радости может выглядеть так: сбывшаяся (или неожиданная) радость школьника + поддержка педагога + «заражение» отдельных членов коллектива + поддержка учителем «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости.

6.Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!

7.Прием «Эврика»

Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).

8.Прием «Интеллектуальная инверсия»

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал.

9.Прием «Умышленная ошибка»

10.Прием «Линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир. неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением

Успех ребенку создает педагог, который сам переживает радость успеха.

отв. Отв. воспитатель семейного коллектива «Вертикаль» М.С. Семенова

IMG_2262IMG_2265

Я воспитатель! Я служитель храма детства, в алтаре которого неокрепшие,

легкоранимые детские души и сердца, зоркие глаза, пытливо глядящие на этот сложный и непонятный мир.

IMG_2275

Я воспитатель! Потому что люблю каждого ребенка, хочу помогать детям,

воспитывать и развивать их.

Я верю в каждого ребенка и горжусь детьми.

Я воспитатель! И стремлюсь пробуждать в детях чувства добрые, прекрасные — к людям, природе, окружающему нас миру.

Приобщаю детей к высокой нравственности и культуре.

IMG_2279

Я воспитатель! Я учу детей общаться и радоваться людям, отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного.

Учу сострадать, заботиться о близких, мечтать, творить и создавать.

Я дарю детям знания, которыми владею.

IMG_2277

Я воспитатель! И всегда помню, что каждый ребенок неповторим, каждый ребенок — отдельный мир, у каждого свой собственный характер, свое мировоззрение.

Я воспитатель! Я постоянно учусь у коллег и детей, стремлюсь к самосовершенствованию, верю в успех, с оптимизмом преодолеваю трудности. Я дорожу честью нашего Центра, уважаю своих коллег, повышаю авторитет профессии.

IMG_2278

Подводя итоги можно сделать вывод, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка; ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Необходимо продолжать учить несовершеннолетних управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные идеи, оценивать и контролировать результаты своих действий. В этом случае, ситуация успеха является своеобразным "пусковым механизмом" дальнейшего развития личности ребенка, его адаптации и социализации в обществе.

IMG_2249IMG_2253IMG_2251

Решение:

1.Воспитателям во время режимных моментов создавать «ситуации успеха» несовершеннолетних, учитывая индивидуально-психологические особенности, обсудить вопросы создания в досуговой деятельности ситуации успеха.
2. Педагогам — психологам постоянно работать над повышением самооценки детей, находящихся в статусе «непринятых», используя новые приемы и методы

3.Использовать в работе рекомендации «Банка ситуации успеха».

4. Принять программы по формированию социально значимых качеств личности

Руководитель Методического Объединения Т.С.Орешкина

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.

  • Кол-во посещений:_